Как много воспоминаний передаются в ваших семьях из уст в уста? Как часто вы, уважаемые читатели, сожалели о том, что они канули в лету? Публикация в газете – реальная возможность передать историю вашей семьи такой, какой вы ее видите, рассказать о своих родственниках, близких, которыми вы гордитесь.
Возле здания администрации нашего района расположен дом, украшенный резьбой. Его хозяин Анатолий Алексеевич Данилов – постоянный подписчик нашей «районки». Этот добрейшей души человек, делясь со мной историями своего семейного рода, рассказал, что его дядя, Василий Илларионович Пральков, был полярником, пройдя Великую Отечественную войну, служил в рядах КГБ города Чебоксары.
По моей просьбе Анатолию Алексеевичу привезли его фотографию из родового дома в деревне Шименеево, а сам он предоставил печатный текст с энциклопедическими данными, внизу которого стояла подпись: «Константинов Г. А.».
Как у краеведа, у меня возникло желание поговорить с автором текста. Знакомство наше состоялось в телефонном разговоре. Геннадий Африканович сказал мне, что не может дозвониться до Германа Ксенофонтова. Пришлось сообщить собеседнику печальную весть: Германа Николаевича, увы, более нет в живых…
Два моих собеседника слышали историю жизни своего родственника с самого детства. Геннадий Африканович задался в свое время целью включить данные о нем в энциклопедию Козловского района. Г. Ксенофонтов объяснил ему, что столь скрупулезный труд должен быть подтвержден данными из официальных источников, то есть следует делать запросы в определенные ведомства, чтобы подтвердить подлинность его трудовой биографии. Мой собеседник был стеснен в средствах, ввиду чего воспользовался личными связями. Мало кому в жизни отказывали настоящие друзья, и ему удалось собрать сведения о дяде-полярнике:
Василий Илларионович Пральков (30.03.1914 – 16.06.1990) родился по современному административному делению в деревне Шименеево Козловского района Чувашской Республики. В 1928 году окончил Карамышевскую семилетнюю школу, поступил в Мариинско-Посадский лесотехникум, по окончании учебы в котором в 1931 году работал в лесных хозяйствах. В 1932 году был призван в Советскую Армию кавалеристом. Служил в Ленинградской области.
В 1933 году Василий Илларионович написал письмо в Москву знаменитому академику, директору «Главсевморпуть» Отто Юльевичу Шмидту о том, что хочет участвовать в освоении Арктики. О. Шмидт организовал В. Пралькову вызов из Армии в Москву.
Василий Илларионович вспоминал, как Отто Юльевич, обладатель знатной бороды, принимал его в большом кабинете: «Там был огромный дубовый стол и ковровые дорожки на полу. Состоялось душевное собеседование: кто, откуда, почему возникло такое желание. В конце разговора он заявил, что я принят в «Главсевморпуть».
16 июля 1933 года сам академик отправился из Ленинграда в Мурманск на пароходе-ледоколе «Челюскин». 2 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток под командованием начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Шмидта. 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен во льдах и затонул в Беринговом проливе. Команда успела эвакуироваться на лед. Советское правительство организовало команду для спасения челюскинцев. В эту команду был включен и В. Пральков. Жил он в палатке со знаменитыми летчиками. В течение двух месяцев до 13 апреля спасли всех челюскинцев. Спасателей-летчиков наградили званиями Героя Советского Союза.
После этих событий Василий Илларионович до октября 1938 года участвовал в северных экспедициях. С ним немало раз ночевал в палатке его друг, знаменитый папанинец Эрнст Теодорович Кренкель.
С 1 октября 1938 года по 1 июня 1939 года В. Пральков – студент школы полярников «Главсевморпуть» при Совнаркоме СССР (город Москва). С 1 июня 1939 года по 14 ноября 1941 года – начальник полярной станции и гидрометеорологической полярной станции «Уэлен» (Чукотский полуостров Камчатской области Хабаровского края). Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов В. Пральков дошел до Берлина, нацарапав на стене Рейхстага штык-ножом надпись: «Василий Пральков». После войны вернулся к отцу в деревню Шименеево, стал ожидать вызова на прежнее место работы. Вызов пришел, но параллельно с ним пришел также вызов из Комитета государственной безопасности. По настоянию отца он выбрал службу в КГБ в городе Чебоксары, где со временем вошел в руководящий состав, прослужив в нем до своего ухода из жизни в 1990 году.
Анатолий Алексеевич Данилов вспомнил также, что отец его дяди-полярника Илларион Семенович служил в Царской Армии, в гренадерском полку: «Его военная форма хранилась в родовом доме. Как колхозы организовали, его поставили первым председателем. Он был верующим человеком, даже на пенсии в церковь ходил… Жена у него рано умерла, оставив ему семерых детей. Так он и не женился, радовался только, что дочь Елена рядом с ним осталась…».
Хозяин дома по улице Ленина А. Данилов помнит, как ездил в детские годы в Чебоксары к любимому дяде, его радушные приемы.
Сетовали оба мои собеседника, что не удалось В. Пралькову основательно покорить Северный полюс, прославив род свой и землю нашу – козловскую, да что делать, у каждого – своя судьба.
О. КАРИМОВА.
Ноябрь 2024 |