Александр Григорьевич Тухланов родился в 1916 году в городе Козловке в семье рабочего. В 1932 году после семилетки работал учеником слесаря на Козловском домостроительном заводе. Затем окончил Канашскую школу автомехаников, трудился автомехаником на различных автомобильных предприятиях города Чебоксары, учился и работал шофером в Чебоксарском аэроклубе, который окончил в 1938 году. Призвался в армию в 1939 году. В 1940 году окончил школу младших авиационных специалистов (ШМАС), в 1941 году – Гостомельскую военную авиационную школу пилотов.
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии с 22 октября 1942 года. Сражался на самолете-штурмовике Ил-2, в 843-м (с 1 мая 1943 года – 94-м гвардейском) штурмовом авиационном полку, 267-й (с 1 мая 1943 года – 5-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии на Юго – Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах, в Сталинградской битве на Юго-Западном фронте в составе 17-й воздушной армии. Там его дивизия поддерживала наземные войска 21-й и 5-й танковых армий, в районе Серафимовича в ходе операции «Уран» (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 года) – контрнаступления, окружения Сталинградской группировки противника, проведения воздушной блокады этой группировки и ее последующего уничтожения. В июле 1943 года участвовал в Курской битве, где 17-я воздушная армия содействовала во время оборонительного периода сражения с 5 июля 1943 года в районе Белгорода 7-й гвардейской армии Воронежского фронта, с 17 июля действовала на Изюм-Барвенковском направлении, в начале августа наносила удары по железнодорожным коммуникациям противника западнее Харькова. С 13 августа по 22 сентября 1943 года на Юго-Западном фронте в составе 17-й воздушной армии участвовал в Донбасской наступательной операции и освобождении Донбасса.
С 25 сентября по 23 декабря 1943 года на Юго-Западном фронте А. Тухланов участвовал в битве за Днепр, в том числе в ликвидации запорожского плацдарма противника и освобождении города Запорожье. За это 5-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии было присвоено наименование «Запорожской». Зимой и весной 1944 года участвовал в составе 17-й воздушной армии на 3-м Украинском фронте в освобождении правобережной Украины, юга Украины, Молдавии. Принимал участие в Никопольско – Криворожской наступательной операции (30 января – 29 февраля 1944 года) и разгроме никопольско-криворожской группировки противника, ликвидации его никопольского плацдарма на Днепре и освобождении Никополя. С 6 по 18 марта 1944 года на 3-м Украинском фронте в составе 17-й воздушной армии участвовал в Березнеговато – Снигиревской наступательной операции и в освобождении Херсона.
С 26 марта по 14 апреля участвовал на 3-м Украинском фронте в Одесской наступательной операции – разгроме приморской группировки противника между реками Южный Буг и Днестр, освобождении северо-западного побережья Черного моря, в том числе городов Николаев и Одесса, освобождении приднестровской части Молдавии. С 13 июля по 29 августа на 1-м Украинском фронте в составе 8-й, а затем 2-й воздушной армии принимал участие в Львовско – Сандомирской стратегической наступательной операции – освобождении западных районов Украины и юго – восточных районов Польши, форсировании Вислы и создание на ней Сандомирского плацдарма. С 15 ноября 1943 года, будучи в должности командира эскадрильи, А. Тухланов обеспечил 390 боевых самолетовылетов, в которых воспитал мужественных и отважных летчиков своей эскадрильи. К 20 мая 1944 года наш земляк выполнил 136 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку живой силы и техники противника, в которых уничтожил 9 танков, 15 автомашин, 3 самоходных орудия, рассеял и частично уничтожил до 100 солдат и офицеров противника.
Осенью 1944 года в боях на Сандомирском плацдарме гвардии старший лейтенант А. Тухланов, который к тому времени имел около 160 боевых вылетов, был тяжело ранен и эвакуирован в тыловой госпиталь. После длительного лечения был признан негодным для военной службы и в 1945 году демобилизован. Вернулся в родной город. Работал более 20 лет слесарем на бывшем домостроительном заводе, на котором начинал свою трудовую деятельность до войны. Козловский домостроительный завод был к этому времени преобразован в завод (с 1975 года – комбинат) автомобильных фургонов, выпускавший автофургоны КУНГ (кузова унифицированного нулевого габарита) для Советской Армии.
А. Тухланов неоднократно избирался депутатом Козловского городского Совета народных депутатов. Постановлением Чувашского обкома КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Чувашской АССР от 21 февраля 1978 года числится в Почетной Книге Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.
За образцовое выполнение заданий командования, а также произведенные им лично 136 успешных боевых вылетов был представлен к высшей правительственной награде – звания Героя Советского Союза. Имеет орден Ленина, 2 ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медали.
Скончался 5 декабря 1992 года. Именем Героя Советского Союза в Козловке названа улица и общеобразовательная школа №1.
Продолжение темы
Вот как вспоминал сам Александр Григорьевич о присвоении ему звания Героя Советского Союза в очерке Ю. Кириллова «Штурман из Козловки», опубликованном в книге «Наши земляки – Герои Советского Союза»:
«Звание Героя Советского Союза Александру Григорьевичу было присвоено в начале августа 1944 года. Прошу его рассказать об этом подробнее.
– Ходили на Одессу, – задумался, припоминая, Тухланов. – Тяжелый был рейд. Прорывались сквозь густую сеть аэростатов. Группу вел сам. Нужна была предельная точность, чтобы сквозь заграждения пройти крылышко в крылышко. Шли в сантиметрах друг от друга. А с земли фашисты вели ураганный огонь. Стоило лишь кому – то дрогнуть в тот момент, как сразу – конец. И все же прорвались, расколотили их позиции, наши взяли Одессу.
И подобных полетов у него за годы войны было около 160.
Вскоре после Одесского штурмового рейда в «Правде» был опубликован Указ о присвоении звания Героев Советского Союза пяти летчикам их дивизии.
– Сидим за столом, завтракаем, – рассказывает Александр Григорьевич. – Принесли «Правду». Взял газету, гляжу – Указ о присвоении звания. И в первой строчке – фамилия нашего Володи Антонова. Под ней опять летчики, обрадовался. Ребята у меня газету забрали, читают, тоже радуются. Кинулись качать виновников торжества. И вдруг они и меня начали подбрасывать. «Меня-то за что?» «Читай, батя (так меня в полку за усы звали), читай! И тебя…» Оказывается, свою-то фамилию я пропустил на радостях…»
Из воспоминаний Владимира Михайловича Парашина, жителя города Козловки:
«Знаю Александра Григорьевича Тухланова я не понаслышке, он был женат на моей старшей сестре Зое Михайловне Тухлановой. Часто мы с ним ездили за грибами в Марийские леса, он являлся отличным грибником. Помогал ему в личном хозяйстве, участвовал в надворных постройках, вместе подняли баню, сарай. У Александра Григорьевича был очень большой огород и приусадебный участок, где росло множество яблонь и вишни. Дружно мы собирали урожай и делали сок из ягод.
Он был прекрасным другом и товарищем, часто за посиделками рассказывал о своем боевом прошлом. Познакомил меня с его фронтовыми друзьями: Николаем Стуриковым – писателем, Терешкиным – штурманом эскадрильи. Я горжусь, тем, что был знаком и дружил с таким человеком, как Александр Григорьевич Тухланов».
Январь 2025 |