Война отняла мужа и детей

Категория: ПУБЛИКАЦИИ Опубликовано: 19.02.2021, 14:21 Просмотров: 1072

Война отняла мужа и детейМоя мама Пелагея Романовна Жаркова родом из станции Тюрлема, вышла замуж в деревню Тоганашево за Филиппа Гавриловича Жаркова (по прозвищу «Чипер Х.лип»). Семья  дедушки была зажиточной – был пятистенный дом, две лошади, поэтому в 1930 году их решили выслать в Сибирь. Дедушка все приготовил, старшую дочь Анну выдал замуж, чтобы в деревне остался кто-нибудь. И тут вспомнил, что в сундуке лежит грамота с подписью В.И. Ленина за активное участие в Гражданской войне. Он берет эту грамоту и едет в Москву. Там его оправдали, и он остался в деревне (эта грамота находилась в личном архиве Германа Николаевича Желтухина в Чебоксарах).

Семья все равно считалась богатой, а моя мама говорила, что она сноха богатых людей. Хотя мы жили очень бедно. Отец построил дом. Через 6 лет началась война.

Отец – на фронте, маму отправили рыть окопы, хотя у нее были малолетние дети, и была беременна четвертым ребенком. Детям было 11, 7 и 4 года. Спустя месяц маме сообщили, что младшая дочь тяжело заболела. Ей дали 2 дня отгула. Она повезла меня в Беловолжскую больницу, а там сказали, что нужно ехать в Чебоксары. У мамы не было выбора. Она оставила больного ребенка, взяла пару лаптей и отправилась в Байгулово рыть окопы.

Мы, дети, не сидели без дела. Готовили картофель для отправки на фронт: варили его в мундире до полуготовности, чистили, резали на кубики, клали на противень и сушили в печке. Так картофель не портился и был пригоден к еде в полевых условиях.

Спустя через месяц маму привезли на лошади. Она была очень бледна и еле шла. Увидев это, мы стали плакать. Прибежала бабушка, откуда-то нашли топчан, положили туда маму, вниз поставили таз. Помню, в тазу была кровь. Утром мама сказала: «Нету теперь вашего братика. Я лишилась долгожданного сына». Тяжелая работа, холод, скудное питание отняли у нее возможность выносить беременность.

Мама говорила, что отправили ее на окопы вместо жены председателя колхоза. Через 3 дня отправилась снова рыть окопы. А старшую сестру в возрасте 15-16 лет отправили на лесозаготовки в поселок Киря Ибресинского района. Условия труда были ужасные. По пояс в снегу, с пилой и ножовкой в руках молодые девушки пилили дрова, вытаскивали их на себе на дорогу, чтобы потом увезти.

Через некоторое время Люба (так звали сестру) пришла домой. Мы ее не узнали, она была худая, в рваной одежде. Через плечо у нее висела котомка. Лямки этой котомки впились в фуфайку. Мама еле отодрала эти лямки, потому что у Любы вся спина была в чирях, а гной через фуфайку просачивался и выходил наружу...

После этого сестра часто стала болеть. В то время медицина была слабая, не было антибиотиков. В 1950 году ее не стало. Хоронили ее всем селом. Сестре было 20 лет, а маме – 40. Мама всегда говорила, что война отняла у нее долгожданного сына, взрослую дочь и мужа, который погиб под Сталинградом.

Перед смертью сестра сказала мне: «Зина, учись». Я выполнила ее наказ и окончила институт, проработала в школах города Козловки 40 лет.

Эту статью написала та четырехлетняя тяжелобольная девочка, которую мама оставила на попечении старших сестер одиннадцати и семи лет, а сама отправилась рыть окопы…

З. Тихонова.

г. Козловка.

На снимке: учительница начальных классов Тоганашевской школы А. Дмитриева, Пелагея Романовна Жаркова, рабочая колхоза им. Молотова В. Филиппова, бригадир Г. Кондратьев.

Добавить комментарий

Последние комментарии

Архив материалов

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Праздники