В 1941 году началась Великая Отечественная война. Немцы быстрыми темпами двигались на восток. Поэтому рыли окопы вокруг деревень с целью задержать врагов. Около нашего села тоже рыли окопы. Эта линия проходила со стороны деревни Кугеево. Учащиеся 6 класса встретились с тружениками тыла и попросили их рассказать об этом.
Воспоминания Валентины Матвеевны Педюсевой:
«Когда началась война, мне было 15 лет. Очень хорошо помню те времена. Бригадиром на этой работе был Дмитрий Михайлович Педюсев. Прорабом был русский человек, приезжий. Окопы рыли с ноября 1941 по март 1942 года. Работали женщины до 1925 года рождения, моложе не брали.
Была холодная зима. Стояли 40-45 градусные морозы. Приезжали работать со всего района. До конца они жили в нашей деревне. Их расселили по квартирам. По 3-4 человека в каждую семью. Мужчины делали срубы из дубовых бревен для пулеметных точек. Их было более 4 точек и находились они, где сейчас сельхозхимия расположена. Работающие с собой брали обед, кто что мог. В основном хлеб и картошку. И всегда держали свёрток за пазухой, чтобы хлеб не замёрз. Для рабочих на обед кипятили воду в котелке. Негде было согреться, не было никаких укрытий.
Некоторые девочки и мальчики заменяли матерей на работе. Я и моя подруга, Анфиса Спиридоновна Сидорова, выходили работать вместо своих матерей. Мы боялись, что они заболеют и помрут. Люди каждый день выходили на работу. Им за это даже трудодни не насчитывали».
Воспоминания Нины Сергеевны Казаковой:
«Мне было 10 лет, когда началась война. Я тогда училась в школе. Мы вязали шерстяные варежки и носки, вышивали носовые платочки, шили кисеты. Учителя их отправляли на фронт. Мы хотели как-то помочь старшим. Во время зимних каникул собирали уголь для колхоза. Летом каждый день выходили собирать колоски ячменя в поле.
В 1942 году учебный год начался только в ноябре. А до этого каждый день выходили на работу в любую погоду. Тяжело жилось в годы войны...»
Воспоминания Нины Герасимовны МИХАЙЛОВОЙ:
«Когда началась война, мне было 8 лет. Помню, как моя сестра Бардасова Степанида Герасимовна, 1909 года рождения, ходила на строительство оборонительного рубежа. Тогда в народе говорили «идти на окопы». Ее сразу привлекли к этим работам.
Одеть было нечего: сестра даже забеспокоилась, в чем же идти копать окопы. Вначале было не так уж холодно, а в декабре ударили 40-градусные морозы, что птицы падали на землю. Однажды привезли сестру на санках. Оказывается, когда промерзшую землю взрывали аммоналом, кусок земли взрывной волной ударил по ее спине, и она получила травму.
На лечение руководители окопными работами дали неделю, после чего сестра вновь ходила копать окопы. Но через несколько дней ее вновь привезли домой на санках. На этот раз она отморозила ноги, не могла самостоятельно идти. Позже моя сестра выздоровела, но ее больше не вызывали на работу.
За выход давали 6 килограммов отрубной муки, из нее варили мы суп с клецками».
Воспоминания Валентины Архиповны ПЛОТНИКОВОЙ:
«К нам подселили пятерых юношей из села Карамышево, троих помню поименно: Алексей, Валерий и Иван. Рядом, в соседнем доме, жили три девушки, в другом доме – пять.
Наша семья была большая: родители и четверо детей. Было тесно, дом был небольшой. К тому же из-за холодной зимы в доме держали маленьких ягнят и теленка. Вечером спать располагались кто как мог: на полу, на скамейках, на кроватях. Топить печь было нечем, дров не хватало, поэтому приходилось экономить. Помню, иногда даже топили соломой».
Записал А. Михайлов.
с. Байгулово.
Ноябрь 2024 |