Ярмарки и базары: и торговля, и праздник

Категория: ПУБЛИКАЦИИ Опубликовано: 03.11.2021, 14:26 Просмотров: 1146

До Октябрьской революции 1917 года в Козловке ежегодно проводилась так называемая Воздвиженская ярмарка. Она проходила с 14 по 21 сентября – начиная с церковного праздника Воздвижения, «когда копна с поля двинется, а шуба да кафтан надвинется», то есть в такое время, когда земледельческие работы заканчивались и крестьянские хозяйства готовились к зиме.

х х х

На Воздвиженскую ярмарку, которая имела значение уездной, привозились преимущественно продукты питания (особенно много было лука и арбузов), зерновой хлеб, сливочное масло и так называемый «красный товар» – ситцы, шерстяные ткани, а также галантерея и предметы украшения. Много доставлялось деревянных изделий, лесных продуктов – смолы, дегтя, сельскохозяйственного инвентаря из железа – серпов, кос, конской сбруи и других необходимых для крестьян вещей.

х х х

У русских ярмарка, кроме покупки нарядов, служила также местом «сходбища» молодых людей – выбора невест. Девицы же отправлялись на ярмарку тем охотнее, что у каждой из них в это время были собственные деньги, добытые жнитвом и продажей орехов.

х х х

Торгующих на ярмарке бывало до 100 человек. По описанию известного этнографа В. Магницкого, торговцами на ярмарке являлись обычно окрестные татары, покупателями же – больше русские, затем чуваши и черемисы (марийцы). Русские в особенности покупали «красный товар», так как у них осенью происходили свадьбы, поэтому главным предметом их торговли, после лука и арбузов, были ткани и ситцы, которые раскладывались в ближайших к Волге лабазах.

х х х

С незапамятных времен проводилась ярмарка в селе Беловолжском – старейшая в Чебоксарском уезде, упоминания о ней встречаются с XVIII столетия. В отличие от Воздвиженской ярмарка в Беловолжском не имела серьезного экономического значения, а больше отличалась праздничным характером. Она проводилась в престольный праздник раз в год – 8 июля – в день Казанской иконы Божией Матери возле церкви на пустопорожней площади, в начале улочки, названной «Задворок». Русское население прихода называло ярмарку пряничной, поскольку торговля пряниками занимала одно из ведущих мест. Чуваши же Беловолжскую ярмарку называли по-своему: «ораба пазар» – «колесный базар». Согласно преданию, они впервые увидели колеса со спицами благодаря этой ярмарке.

х х х

В Козловке же круглый год еженедельно по средам проводился базар. Он не славился особым многолюдством: число торгующих доходило до 30 человек, из местных – не более 10. Главными предметами купли-продажи в первые пореформенные десятилетия были зерновой хлеб, лес и продукты питания. Лес привозился из-за Волги, особенно в значительном количестве в базарные дни перед праздниками – Николой, Рождеством, Крещением, Масленицей и Пасхой. В это время дровами, бревнами и жердями устанавливалась вся Базарная площадь в Козловке. 

х х х

Базар проводился и в Слободке. Слободкинский базар имел сезонный характер: начиная с ноября, с ледостава на Волге и до вскрытия реки. Проходил он по субботам. Число торгующих бывало не более 10 человек, торговых лавок – не более 5. На базар привозились строевой лес и дрова, доски, бондарные изделия, соль, хлеб, масло, сало и «красный товар».

Добавить комментарий

Последние комментарии