Павел Максимович Ковтун родился 18 марта 1913 года в селе Мирополь Краснопольского района Сумской области (Украина). Окончил пять классов местной школы и 2 курса сельскохозяйственной школы. В дальнейшем работал колхозником. В армию призван в 1932 году, через год окончил полковую школу и был назначен помощником командира взвода 99-го артиллерийского полка 99-й стрелковой дивизии, в 1934 году – командиром взвода этого же полка. В июле 1935 года был демобилизован из армии.
Новоиспеченному командиру дома сидеть не хотелось. Он тут же устроился командиром взвода военизированной охраны трудового исправительного лагеря НКВД Белорусско-Балтийского комбината. Здесь работал с июля 1935-го по май 1939 года. С мая 1939 года он – курсант 2-го Ленинградского артиллерийского училища. В сентябре 1939 года окончил курсы усовершенствования командного состава при этом училище и получил назначение командира взвода 97-го стрелкового полка. Участвовал в советско-финской войне в 1939-1940 годах. В ноябре 1939 года был тяжело ранен в правую ногу. С января 1940 года его назначили командиром взвода 187-го стрелкового разведывательного батальона (68-я стрелковая дивизия, Ленинградский военный округ). В сентябре 1940 года был уволен в запас.
9 сентября 1942 года Козловский райвоенкомат П. Ковтуна призывает на фронт. Сначала он прибывает в воинскую часть, дислоцированную в поселке Вурнары Вурнарского района. Каким же ветром забросило его в рабочий поселок Козловку в далекой Чувашии? За период с сентября 1940 года по сентябрь 1942 года он должен был где-то жить и работать. Военный комиссариат Чувашии пишет, что П. Ковтун на фронт призван Козловским райвоенкоматом 9 сентября 1942 года. В графе «место проживания» указано «заключение». Возникает больше вопросов, чем ответов. Действительно, в поселке Козловке с 1941 по 1945 годы функционировал мужской исправительно-трудовой лагерь, а в 1945 году его перевели в разряд женского ИТЛ. Смог ли П. Ковтун отбывать наказание в Козловке? Для выяснения связались с МВД ЧР. Востребовали справку о судимости, где должны были быть отражены сведения, каким судом судим, когда и по какой статье, на какой срок и когда освободился. МВД республики такими сведениями не располагает.
Если бы П. Ковтун был судим, то в духе военного времени должен был пройти штрафной батальон и доказать свою преданность Родине кровью и жизнью. Таких примеров было немало. Так, известный советский писатель В. Карпов был арестован перед началом войны. Находясь в КПЗ, он даже не знал об этом. После освобождения напросился на фронт. Его зачислили в штрафной батальон – разведгруппу, где он через минные поля ночью должен был проникнуть в тыл врага и доставить «языка». Однажды привел в штаб полка ценного «языка», немецкого офицера, который рассказал нужные секреты. Карпова представили к присвоению звания Героя Советского Союза, но узнав, что он бывший заключенный, ему отказали в высоком звании. Он еще дважды приводил «языков», по значимости еще ценнее. Только лишь потом ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Остается второй вариант. Павел Максимович, как опытный специалист со стажем по охране исправительно-трудового лагеря, мог быть направлен по линии НКВД в Козловку для усиления охраны во вновь созданный ИТЛ для мужчин. Указанное место проживания «заключение» является недоразумением. ИТЛ был создан на пустыре вдали от Козловки, охрана могла жить непосредственно в помещениях при лагере. Подтверждением того, что он не судим, никем не преследовался, является то, что П. Ковтун после мобилизации на фронт тут же, в октябре 1942 года, был назначен командиром взвода управления 7-й батареи 686-го артиллерийского полка. Воевал на Брянском, Западном, Центральном, Белорусском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. В июле 1943 года был тяжело ранен в голову.
П. Ковтун продолжал приумножать свои героические поступки. Командир взвода управления 7-й батареи 686-го артиллерийского полка (415-я стрелковая дивизия, 61-я армия, Центральный фронт). Вот что о нем писали: «Красноармеец Павел Максимович 28 сентября 1943 года в составе штурмовой группы в числе первых преодолел Днепр у хутора Змеи Репкинского района Черниговской области Украины. В бою за плацдарм на правом берегу группа отбила 8 контратак, удержала позиции до подхода основных сил». Он был представлен к званию Героя Советского Союза. Пока документы ходили по инстанциям, бои продолжались. С октября 1943 года П. Ковтун – начальник разведки дивизиона 686-го артиллерийского полка. В октябре 1943 года был тяжело ранен в лицо. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях при форсировании Днепра, красноармейцу Павлу Максимовичу Ковтуну присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В марте 1944 года он был тяжело ранен в правую ногу. В марте-мае 1944 года находился на излечении после ранения в Институте физических методов лечения в Москве.
С мая 1944-го П. Ковтун – курсант 2-го Ленинградского артиллерийского училища. 7 июля 1944 года ему присвоили воинское звание «лейтенант». С ноября 1944 года – курсант 3-го Ленинградского артиллерийского училища. В мае 1945 года окончил пятимесячные курсы командиров артиллерийских батарей при 3-м Ленинградском артиллерийском училище, находившемся в эвакуации в Костроме, и назначен командиром батареи 817-го артиллерийского полка (293-я стрелковая дивизия, Забайкальский военный округ). Он же участник советско-японской войны. С 1945 года был назначен командиром батареи 76-миллиметровых минометов 817-го артиллерийского полка. Был тяжело ранен в правую ключицу и контужен. После выздоровления продолжил службу в 817-м артиллерийском полку (Забайкальский военный округ).
С мая 1946 года – в запасе. Жил в городе Ташкенте. Работал на обувной фабрике. Скончался 29 марта 1980 года. Похоронен на Аллее Героев воинского кладбища в Ташкенте.
П. Ковтун был награжден орденом Ленина, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией». В поселке городского типа Краснополье на Аллее Героев установлена памятная доска П. Ковтуну. Ныне он занимает достойное место на такой же аллее в городе Козловке.
А. Симаков.
Рубеж был удержан
В конце сентября 1943 года части 415-й стрелковой дивизии, преодолевая сопротивление врага, вышли к Днепру севернее Киева и с ходу начали форсирование реки. В числе первых воинов соединения, переправившихся через седой Славутич, был красноармеец Павел Ковтун, командир взвода управления 7-й батареи 686-го артиллерийского полка. По приказу командира он заменил начальника разведки дивизиона, когда тот был ранен.
28 сентября Ковтун получил задачу разведать вражеские огневые точки, наличие живой силы противника. К противоположному берегу он поплыл в лодке вместе с командиром стрелкового батальона старшим лейтенантом Лебедевым и двумя бойцами. Гитлеровцы простреливали местность. Не успела лодка пройти и ста метров, как ее повредило пулями и осколками. Пришлось добираться вплавь. Вскоре смельчаки присоединились к небольшой группе солдат из батальона Лебедева, которые переправились туда накануне.
Противник предпринимал отчаянные усилия, чтобы не дать советским воинам закрепиться на захваченных плацдармах. Одна вражеская контратака следовала за другой. Командир стрелкового батальона решил удерживать плацдарм двумя группами с разных огневых позиций. Одной группой руководил сам, а другой, из 12 человек, стал командовать Павел Ковтун. На протяжении трех суток горстка храбрецов удерживала свои позиции. Только в первый день боя она отразила восемь контратак противника. Павел Ковтун четыре раза участвовал в рукопашных схватках, показывая при этом пример бесстрашия и отваги. В этих боях отважные воины уничтожили более ста солдат и офицеров противника, захватили миномет, три пулемета с боеприпасами. Рубеж был удержан.
Павел Ковтун не только умело руководил бойцами группы, но и смог разведать места огневых средств и расположение живой силы противника.
Надо было срочно доставить добытые сведения командованию. Но как это сделать, когда радиостанция, находившаяся у командира батальона, вышла из строя, а других средств связи нет? И Ковтун решил вплавь преодолеть Днепр. Под огнем противника, борясь с течением, он благополучно достиг восточного берега. Благодаря сведениям, доставленным разведчиком, 415-я стрелковая дивизия успешно, с небольшими потерями, форсировала реку.
Герой Днепра принимал участие в Белорусской операции, форсировании Вислы. Свой боевой путь окончил в Германии.
Г. ОСОКИН.
Из патриотического интернет-проекта «Герои страны».
Декабрь 2024 |