Во время войны в Чувашии собирали санитарные самолеты, которые вывезли с фронта тысячи раненых. В Год Памяти и Славы мы с огромной благодарностью и гордостью вспоминаем не только отвагу и мужество солдат на фронтах, но и трудовой подвиг простых людей, которые в тылу, так же как и воины на полях сражений, не жалели себя, чтобы приблизить День Победы.
Жители города Козловки тоже в годы войны начали производство самолетов, выхаживали раненых в эвакогоспиталях, растили хлеб и вязали теплые вещи для солдат. «Все для фронта, все для Победы» - это не только лозунг военного времени, это был образ жизни каждого советского гражданина.
На набережной Волги в Козловке среди памятников боевой техники времен Великой Отечественной войны неслучайно установлен самолет У-2. Именно здесь, в Козловке, в военные годы производили специальную модификацию этой воздушной техники – санитарную (У-2С), легендарные «Эски», как ласково называли самолет в народе.
Небольшой легкий самолет, в кабине которого умещались два члена экипажа – пилот и штурман, был придуман авиаконструктором Николаем Поликарповым в 1927 году (после его смерти в 1944 году этот самолет переименовали в По-2) практически в самом начале авиастроения в стране. Фюзеляж и крылья изготавливались из фанеры и дерева, что давало ему возможность быстро взлетать. И чтобы оторваться от земли, достаточно было и 100 метров. На таких учились летать первые пилоты. Эти изящные «Эски» вынесли на себе основную тяжесть первых полетов в начале Великой Отечественной войны, на них летали в тыл противника к партизанам и окруженным частям Красной Армии для установления связи, доставки боеприпасов, медикаментов. На обратном пути «Эски» вывозили раненых и больных на большую землю. Удивительно, но именно на этих самолетах летчики в войну бомбили фашистов. Из них получились лучшие ночные бомбардировщики. На таком били врагов наша землячка Женя Крутова и девушки из знаменитого 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка – «ночные ведьмы».
Прозванный фашистами в начале войны «рашен фанера», самолет У-2 благодаря мужественным и смелым девушкам стал просто героическим. На нем летчицы бомбили фашистов на Кавказе, в Керчи и Севастополе, Польше и Германии, и свой легендарный путь завершили в Берлине.
Лето 1941 года. Застигнутая врасплох советская власть в срочном порядке переводит всю промышленность на военные рельсы. Эвакуируются и перестраиваются заводы не только в крупных городах, но и в провинции. Козловский деревоотделочный комбинат передается в ведение Наркомата авиационной промышленности СССР. В ноябре из Рязани эвакуировали завод, вместе с ним инженеров и мастеров, которые в короткие сроки подготовили горожан к новой работе. Уже с ноября козловчане начали производить десантные планеры ГР-29 из дерева и фанеры.
На следующий год на заводе приступили к серийному выпуску У-2С. В отличие от базовой версии здесь помещались один летчик и два пассажира (один на носилках). В ноябре 1942 года сделали пять самолетов, а через полгода выпускали уже по две машины в день, затем увеличили производительность. В 1942-1943 годах было собрано 288 самолетов, в 1944-м – 695, в 1945-м – 427. Всего 1410 штук.
В конце 1944 года завод освоил выпуск самолетов По-2ШС.Это была более унифицированная и комфортабельная модель, ее можно было применять в качестве и штабного варианта, и санитарного. Переоборудование из одного варианта в другой занимало не больше пяти минут. Директор завода Эскин в секретной информации от 8 мая 1945 года писал Председателю Совнаркома Чувашской АССР А. Матвееву: «Завод с ноября 1941 года начал выдавать фронту десантные планеры ГР-29, затем по решению ГКО с ноября 1942 года нарастающими темпами начал работу по организации к серийному выпуску самолета По-2С, которые делает только один наш завод в стране. Начиная с августа 1943-го и по февраль 1945 года коллектив завода держал в социалистическом соревновании заводов НКАП пять месяцев третье место и 13 месяцев второе место по Наркомавиапрому».
Многие козловчане, пришедшие на завод чернорабочими, за короткое время успешно освоили сложные профессии и стали стахановцами, выполняя нормы не ниже 200-250 процентов. К маю 1945 года на заводе насчитывалось 93 комсомольско-молодежные бригады, 50 бригадам, выполняющим нормы свыше 150 процентов, было присвоено звание фронтовых. С завода на фронт выезжали ремонтные заводские бригады.
Коллектив завода принял активное участие в сборе средств на строительство боевых самолетов. Комсомольцы предприятия взяли шефство над местным госпиталем, опекая раненых. Немало рабочих завода воевало на фронтах, многие не вернулись с войны.
И. ПАВЛОВА.
На архивном снимке: момент посадки тяжелораненого в санитарный самолет.
Декабрь 2024 |