Альменево и история одной семьи

Категория: ПУБЛИКАЦИИ Опубликовано: 01.03.2019, 14:54 Просмотров: 6557

АльменевоДеревня Альменево, что располагается на стыке северо- западной границы Татарстана и Чувашии, является одним из древнейших поселений. Тут проходила крайняя граница распространения ислама: чуваши и марийцы так и не поддались исламизации, и это несмотря на то, что знать булгарская, а затем казанско-ханская, долгое время владевшая землями чувашей и марийцев, была исламизирована еще в X веке.

Большую славу в истории российских поселений Альменево получила в археологической науке, когда было установлено, что это место, где когда-то был булгарский город и найден знаменитый клад с монетами, которые печатались в Кермане. На северо-восточной окраине деревни, в лесистой местности, в 1938 году археолог К. Элле обнаружил клад из 216 монет, а также серебряную цепь с подвесками и серебряную коробочку. Из 216 монет этого клада 131 монета имеют подпись «К-рман», прочитанную А. Булатовым как «Керман». Керман (северо-западное поселение золотоордынской Булгарии) был идентифицирован с обширным городищем по месту находки клада – деревни Альменево Козловского района. Нахождение керманских монет в одном кладе с ранними монетами Менгу-Тимура позволяет датировать эти монеты тем же временем, то есть 60 – 70 годами XIII века. Вес большинства керманских монет – 1,50–1,56 грамма, что соответствует весу большинства ранних монет Менгу-Тимура. Существует и другой вариант чтения этих монет «Беркай», то есть  Берке Хан.

Постановлением Совета Министров Чувашской Республики №372 от 29 октября 1993 года Керманское городище у восточного края деревни Альменево поставлено на государственную охрану – памятнику археологии присвоен регистрационный номер 211440123950006, и имеет категорию историко-культурного наследия федерального значения. Тем не менее, до сих пор на месте Керманского городища нет ни защитного ограждения, ни памятного знака. Памятник истории средних веков пребывает в спящем заброшенном состоянии.

Само поселение Альменево в истоке своих корней происхождения было заселено язычниками-чувашами. По одной из легенд селение основал Гильман, от которого деревня взяла свое название. Впоследствии имя Гильман трансформировалось в имя Альмен-Элменкасси. К 1873 году здесь продолжали сохраняться древние обычаи чувашей, свидетельствующие о близких контактах чувашей-язычников и татар. До отпадения селения в магометанство чуваши деревни Альменево состояли в приходе села Бишбатман Свияжского уезда. Более 150 лет назад оно состояло из околодок: церковный, Анаткас, Черновар и Елнайка, звучащие на чувашский лад.

Деревня Альмен-Эльменкасси (Альменево) возникла в первой половине XVII века как поселение служилых татар – мишарей. Началась история деревни с наличия в поселении в 1645 – 1646 годах четырех дворов. Самой первой улицей расселения деревни была нынешняя улица Овражная, располагающаяся ближе к родникам, а затем – нынешняя улица Трактористов. Жители деревни татары в 1724–1866 годы входили в социальную категорию государственных крестьян, занимались земледелием и животноводством. В первой половине XIX века в деревне построено первое здание мечети, которая вплоть до 1941 года была в действующем состоянии. В разные периоды истории деревня Альменево находилась в административно-территориальном подчинении Аринской волости Свияжского уезда, Малой Аринской волости – в XVII – XVIII веках, Богородской волости Чебоксарского уезда – в XIX веке, Козловского района – в 1927–1962  годы, Урмарского района – в 1962–1965 годы и Козловского района с 1965 года.

Ф. Нигамедзинов,

кандидат исторических наук.

Продолжение читайте в газете «Знамя» от 01.03. 2019 г. №8.

Комментарии  

-1 #2 Александр Иванович С 29.05.2023 20:45
Уважаемый к.и.н. Ф. Нигамедзинов. Поражаюсь тому насколько Вы далеки от реалий. Рекомендую Вам выйти из кабинета и прогуляться по архивам. Автор трилогии "Сказание о чувашах" А.И. Стеклов
Цитировать
+4 #1 Камиль Минкин 07.06.2019 14:48
На фото сидит в центре- мулла д. Альменево Габделькави (родился 26.07.1846 в соседней д. Янгильдино- умер 9.12.1920 в д. Альменево) сын Габдельнасыра (1820-) сына Нигматуллы (1776-1842), согласно описанию деревни Янгильдино (татарское название деревни- Кармыш) Каюмом Насыри, является прямым потомком по прямой линии от основателей деревни, людей с именами Кармыш и Янгильде. В Казани живут потомки по мужской линии с фамилией Кавеевы, Ильгиз Хамитович, Рашид Ильгизович, Амир Рашидович и др.
А кто еще на этом фото?
Цитировать

Добавить комментарий

Последние комментарии

Архив материалов

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Праздники