«Дети, которые нуждаются в любви больше всех, ведут себя хуже всех». Лучше и не скажешь.
Бывало ли у вас такое: дети требуют вашего внимания, но ведут себя при этом отвратительно. И вы думаете про себя: «Ну почему опять?! Опять эти бесконечные истерики, нытье, капризы…»
Нам трудно постоянно помнить о том, что дети… всего лишь дети. Они нуждаются в нашем внимании, даже если не знают, как об этом попросить. Им всего несколько лет от роду, а мы ожидаем, что они будут вести себя как взрослые, как мы. Но ведь это наша задача – научить их управлять своими чувствами.
Дети, которые внешне ведут себя безобразно, скорее всего, сами чувствуют себя нелюбимыми, нежеланными, беспомощными. То, в чем нуждаются дети, – не повышенный контроль, не особые наказания, а понимание, сочувствие и поддержка. ЛЮБОВЬ.
Как мы можем оказать им поддержку? Когда родители понимают и сопереживают чувствам ребенка, он учится тому, что его чувства естественны, их можно ощущать, но необязательно действовать под их влиянием.
Как только ребенок позволяет себе выразить свое огорчение из-за сломавшейся игрушки, свою боль из-за того, что мама была несправедлива, свой стыд из-за того, что он не смог правильно ответить на уроке, или свой страх из-за того, что ему угрожал одноклассник, его душевные раны начинают затягиваться.
И наоборот, если мы не создаем безопасное пространство для того, чтобы ребенок мог пережить самые разные свои чувства, он будет терять самообладание и плохо себя вести, поскольку у него нет других способов справляться с тем, что обуревает его изнутри. И тогда у нас создается впечатление, будто у таких детей внутри есть «кнопка гнева», которую они готовы нажать в любой момент.
Главный совет – оставайтесь рядом с ребенком, когда он переживает тяжелые чувства. Будьте его безопасным пространством.
Если вы знаете, что с ним в данный момент происходит, сформулируйте это вслух для него, чтобы и он тоже мог это осознать. Слушайте и пытайтесь понять. Покажите, что вы понимаете его при помощи слов. Например: «Малыш, ты разозлился, потому что твоя башенка из кубиков упала». Или: «Тебе грустно, потому что та девочка не захотела с тобой играть».
Таким образом, дети получают «разрешение» на чувства: «Все в порядке, любому человеку иногда нужно поплакать (или посердиться, или погрустить). Я с тобой». Если вы можете взять ребенка за руку или обнять, сделайте это. Этим вы посылаете ему сигнал о прочности вашей связи: «Ты в безопасности. Я тут».
Вам может быть очень трудно начать делать все это и не сорваться в привычное «а ну-ка марш в свою комнату и подумай над своим поведением». Но это самое лучшее, что мы можем сделать для своих детей, которых мы, конечно же, хотим в будущем видеть заботливыми, ответственными, самостоятельными взрослыми, умеющими справляться с самыми разными человеческими чувствами.
М. Зюляева,
воспитатель.
Октябрь 2025 |