В 1917-1922 годах в молодом советском государстве шла ожесточенная Гражданская война. В апреле 1920 года положение на Восточном фронте стало особенно напряженным. Войска А. Колчака подошли к Поволжью, это вызвало необходимость в мобилизации трудящихся Чувашии на фронт.
Население Чувашии принимало непосредственное участие не только в боевых действиях против Белой Армии, но и прикладывало немалые усилия для работы в тылу. Так, в целях успешного проведения мобилизации трудящихся на фронт, сбора продовольствия, обмундирования и снаряжения для армии, а также для оказания помощи семьям фронтовиков местные партийные и советские органы проводили такие мероприятия, как «Неделя обороны», «Неделя помощи фронту», «Дни сухаря», а также «Неделя сбора вещей Красному Фронту».
12 ноября 1920 года согласно постановлению Президиума областного комитета РКП(б) в Чувашской автономной области была объявлена «Неделя сбора вещей Красному Фронту». Одновременно с этим организовывались областная комиссия «Недели сбора вещей Красному Фронту», а также схожие комиссии во всех уездах, кроме города Чебоксары и Чебоксарского уезда, где должна была действовать областная комиссия.
14 ноября 1920 года состоялось первое заседание областной комиссии «Недели сбора вещей Красному Фронту». Ее было решено провести в срок с 21 по 28 ноября. В ходе заседания определялся состав уездных комиссий, куда входили представители от Укомпартии, Уисполкомов и Уездвоенкомов и волостные комиссии, а также планировалось к 15 ноября 1920 года разработать инструкцию по сбору вещей в указанную неделю.
Для выполнения мероприятий по сбору вещей в пределах города Чебоксары был составлен порядок проведения «Недели сбора вещей Красному Фронту» в Чебоксарах с 20 по 27 ноября 1920 года, где отмечено следующее: «…20 ноября в субботу в шесть часов вечера устраивается митинг. Сам сбор вещей производится 21 ноября в следующем порядке: город разбит на 8 районов. Для сбора вещей привлекаются следующие товарищи: Степанова, Орлова, Засоткина, Диминарская, Щепелева, Петрова, Лопушева, Егорова, Ястребова, 10 человек из Р.К.С.м. и 25 товарищей из Всеобуча. В каждый район направить по 5 человек, один из них старший…».
Согласно документам в эту неделю предусматривался не только сбор вещей, но и их пошив и почин, которые строго контролировались со стороны руководства области. Так, в протоколе заседания областной комиссии «Недели сбора вещей Красному Фронту» записано: «…Ввиду того, что кожа и овчина находятся в сыром виде (не выделены) и приняв во внимание то, что дальнейшее хранение таковых может повлечь за собой порчу, постановили: все имеющиеся кожу и овчину немедленно сдать в Областной совнархоз, а взамен из расчета 4 овчины за один полушубок, вместо кож отпустить по существующему расчету кожаного товара, каковой употребить на выделки обуви. Все вещи, требующие починки, немедленно войти в соглашение с пошивочной мастерской… Принимая во внимание недостаток в особенности постельного белья в доблестной Красной Армии, весь собранный холст, имеющийся на складе как в областной и уездных комиссиях, произвести в срочном порядке пошив белья. Из собранных 12 овчин, 4 мехов и 5 лоскутов произвести пошив полушубков и рукавиц…».
24 ноября 1920 года на заседании областной комиссии «Недели сбора вещей Красному Фронту» был принят план пошива белья, а также определялся порядок распределения собранных вещей и продуктов. В соответствии с планом собранные вещи планировалось разделить на три категории. К первой категории относились вещи, не требующие починки, которые подлежали отправке на фронт, вещи второй категории определялись в одну из гарнизонных частей города Чебоксары, в частности 138-му отдельному стрелковому батальону, а вещи третьей категории отдавались в Совнархоз. Провиант, а также турецкий табак, махорку, спички и курительную бумагу было решено направить в лазареты для раздачи больным в качестве пайка ввиду их малого количества.
Л. АФАНАСЬЕВА,
ведущий архивист отдела публикаций Госархива современной истории Чувашской Республики.
Апрель 2025 |