Защитник Сталинграда политрук Толстов

Категория: ПУБЛИКАЦИИ Опубликовано: 12.02.2021, 14:16 Просмотров: 1240

Защитник СталинградаИз деревни Токташево, с огорода  дома деда-фронтовика Григория Даниловича Данилова я всегда смотрю на горизонт, на юго-восток, на  кромку Тоганашевского сельского кладбища. Там на вечном покое еще один дорогой дед-фронтовик Георгий Никифорович Толстов, уроженец деревни Тоганашево. Оба деда мне очень дороги своим жизненным подвигом во имя независимости Отчизны. Память о них вечна. Ведь они пролили солдатскую кровь в борьбе с фашизмом, они верили в Победу и освободили Родину от полного уничтожения многих  народов: и чуваш,  и русских, и татар, и евреев, и других. Они дали  жизнь моему отцу, матери, мне, сестрам и братьям, внукам. До пандемии моя семья, все родственники являлись постоянными участниками всероссийского, в том числе районного мероприятия, народного шествия «Бессмертный полк» в Козловке с портретами  героев войны, как и тысячи козловчан, как и миллионы россиян.

22 декабря 1942 года политработник 1-ой гвардейской Армии Георгий Никифорович Толстов был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Информацию об этом предоставил сайту «Подвиг народа» Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Со слов дочери фронтовика Розы Георгиевны Толстовой, кавалера ордена Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени в годы работы на Козловском комбинате автофургонов, и отца, Георгия Григорьевича Данилова, эту государственную награду мой дед носил на офицерском мундире всегда. Он ценил ее как медаль звезды Героя Советского Союза. И было за что…

…Г. Толстов был призван на фронт 1 ноября 1941 года в возрасте 31 года. Военная служба ему была знакома: в январе 1935 года он был демобилизован со срочной армейской службы в железнодорожных войсках НКВД Московского военного округа. На его подготовку к военным действиям много времени не потребовалось, и в должности младшего политрука он прибыл на Сталинградский фронт. Я задавался вопросом, почему дед стал политработником? Ответ нашелся в его трудовой биографии: с 1939 по 1941 годы Георгий Никифорович Толстов работал секретарем партбюро Козловского завода строительных деталей.

Как выжил дед в кровопролитных боях за Сталинград?

Благодаря рассекреченным сведениям в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года №181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны» читаешь боевые журналы войск 1-й гвардейской Армии. В них не только победы и потери нашей армии, но и свидетельства высокой боевой подготовки врага. Невольно задумываешься, а ведь дед мог погибнуть в любом из оборонительных боев Сталинградской битвы в период с 12 июля по 18 ноября 1942 года. Что говорить о ноябрьской наступательной операции по окружению 4-й танковой и 6-й немецких армий под Сталинградом в период с 19 по 30 ноября 1942 года? А контрнаступление войск Красной Армии под Сталинградом с 19 ноября по 30 декабря 1942 года…

Любимой армией Вермахта для нацистского вождя была 6-я. Командовал самой боеспособной и хорошо оснащенной армией один из стратегов молниеносного плана «Барбаросса» по разгрому СССР генерал-полковник, затем фельдмаршал Паулюс.

Мой дед по сути был пехотным офицером, одним из участников крупномасштабной операции советского командования «Малый Сатурн» по окружению немецко-фашистской группы армий «Б» с контингентами союзников в лице венгерских, итальянских и румынский армий.

Наступление началось 16 декабря 1942 года. В  8 часов на противника обрушился мощный артиллерийский огонь. Полуторачасовая артиллерийская подготовка проходила в густом тумане, стрельба велась по площадям. Войска 1-й гвардейской Армии генерал-лейтенанта В. Кузнецова и 6-й армии генерал-лейтенанта Ф. Харитонова форсировали Дон.

      Наступление совершалось в условиях суровой зимы. Глубокий снежный покров и сильные морозы затрудняли движение. Однако подвижные отряды Красной Армии, двигавшиеся на автомашинах, танковые колонны, отряды кавалеристов и лыжников отрезали пути отхода поспешно отступавшему врагу, обходили его с флангов, наносили удары с тыла.

В ходе ожесточенных боев наступающие советские войска разгромили  3-ю и 9-ю итальянские, 294-ю и 298-ю немецкие пехотные дивизии, нанесли значительный урон 52-й итальянской пехотной дивизии, а также отборные бригады итальянских нацистов сродни фашистских «СС» – «23 марта» и  «3 января», оперативную группа «Холлидт» и остатки 3-й румынской армии – всего около 27 дивизий, в том числе четыре танковых…

…Три группы парламентеров 1-ой гвардейской Армии были расстреляны румынскими фашистами. Политрук Толстов тем не менее получил приказ выдвигаться на позиции румынов без оружия со связистом и переводчиком с условием занять их полевые укрепления в обмен на сохранение жизней противников, с дополнительным разрешением предоставлять офицерам румынкой армии право иметь в плену при себе холодное оружие. Но полковник румынской армии заявил гордо: «Румынское оружие священнее русской!».

Проходя через нейтральную полосу среди рядов погибших товарищей, некоторых в смертной агонии, политрук шел последним, прикрывая спины бойцов группы парламентеров.

Командование  Красной Армии после доклада политрука Толстова дало приказ на открытие шквального артиллерийского огня по румынским позициям. Через некоторое время над окопами неприятеля поднялись…. былые флаги. Политруку Толстову снова дали приказ возглавить группу  парламентеров.

Бог миловал неприятельской сметрельной пули или осколка, плена моего деда в тот день, и в последующие дни Великой Отечественной войны вплоть до демобилизации 6 сентября 1946 года.  Насчет Бога этот вопрос несовместим, конечно, с воинской должностью политработника. Но мои родные знают, бабушка и труженица тыла Серафима Сергеевна Толстова (Сергеева) была верующей. Именно она, мы свято верим, каждодневными молитвами вымолила у Бога жизнь мужу, нашему деду в Сталинградской битве, в госпиталях по случаю ранения в битвах за освобождение от фашистов украинского города Житомир и словацкого Гуменный.

Я помню славного деда, мне было 5 лет. Он всегда был счастлив меня обнять, понянчить. Но я был настолько мал, чтобы записать историю войны глазами фронтовика. Родной дом деда Толстова в деревне Тоганашеве посмотрел по всем уголкам в поисках его дневника либо какого-либо документа – все тщетно.  Его рассказы немного запомнил мой отец, что-то – дочь. Но исследование боевого пути Героя войны Георгия Никифоровича Толстова продолжаю по военным архивам.

В. ДАНИЛОВ,

член Союза журналистов России и Чувашии.

На снимке: Г. Толстов. 

Добавить комментарий

Последние комментарии

Архив материалов

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Праздники