27 мая – знаменательная дата, 135 лет со дня рождения Константина Васильевича Иванова, гения чувашской культуры. Его имя неразрывно связано с расцветом чувашской словесности. Именно он подарил миру бессмертную поэму «Нарспи» – произведение, покорившее сердца читателей разных стран благодаря переводам на десятки языков. Талант Константина Иванова не ограничивался поэзией, он блистал как переводчик, прозаик, знаток народного творчества, а также как одаренный живописец и скульптор.
Сегодня мы вспоминаем К. Иванова не только как классика, но и как творца, чье искусство продолжает вдохновлять новые поколения.
Константин Васильевич Иванов родился 27 мая (15 мая по старому стилю) 1890 года в селе Слакбаш Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Белебеевский район Республики Башкортостан) в состоятельной крестьянской семье. Отец будущего поэта, ценивший грамотность, обеспечил всем своим детям достойное образование.
Будущий классик чувашской литературы начал свое обучение в начальной школе, где учился с 1898 по 1901 годы. Проявив незаурядные способности, в 1903 году он поступил в Симбирскую чувашскую школу – одно из ведущих учебных заведений для представителей чувашского народа того времени.
Уже с первых лет обучения он выделялся среди сверстников своим усердием и талантом. После успешного прохождения двухгодичной подготовительной программы в 1905 году К. Иванов был зачислен в первый класс основной ступени школы, где продолжил раскрывать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Еще в школьные годы помимо освоения обязательной программы юный Константин с увлечением погружался в мир литературы, изучая произведения русских и западноевропейских классиков. Но его творческая натура находила выход не только в книгах – особую страсть он питал к столярному мастерству, поэтому часами пропадал в школьной мастерской. Его руками были созданы удивительные вещи – от деревянной пишущей машинки до изящной мебели – столов и шкафов.
В шестнадцать лет, во время каникул, К. Иванов проявил себя как внимательный исследователь народной культуры. Он записывал семейные предания, воспоминания сельских старожилов, тексты заговоров и древних молений. Эти этнографические записи повлияли на формирование его художественного мировоззрения, открыв ему богатство народной традиции и став важным источником вдохновения для будущего творчества.
Юность Константина Иванова совпала с бурными революционными событиями начала XX века. Волна народного протеста докатилась и до стен Симбирской чувашской школы, где он учился. В 1907 году его класс, замеченный в участии в политических выступлениях против царского режима, был полностью распущен по распоряжению учебного начальства. Все 37 учеников, включая юного Иванова, получили пожизненный запрет на продолжение образования.
Вынужденно вернувшись в родные края, шестнадцатилетний Константин окунулся в крестьянский труд, но не оставил духовных исканий. Он активно собирал фольклор башкирских чувашей, а в тиши деревенских вечеров рождались его первые поэтические строки. Именно тогда созрело твердое решение посвятить жизнь литературе, а в дневниковых записях молодого автора начали появляться наброски будущей бессмертной поэмы «Нарспи».
Этот сложный период, полный лишений и разочарований, стал для Иванова временем творческого пробуждения.
После того, как волнения вокруг бунтовщиков Симбирской чувашской школы утихли, просветитель чувашского народа И. Яковлев пригласил к себе талантливых учеников, включая Константина Васильевича Иванова, и предложил им заняться переводом книг на чувашский язык. К. Иванов с большим энтузиазмом принялся за работу, редактируя чувашские учебники и переводя произведения русских писателей на чувашский язык. Это занятие стало для него началом литературной деятельности и вкладом в сохранение и развитие чувашского языка и культуры. Благодаря ему чувашский народ читал стихи и поэмы М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Кольцова, Н. Огарева, К. Бальмонта, А. Майкова, рассказы К. Ушинского и Л. Толстого на родном языке. Он также принял активное участие в подготовке сборника «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним», при его участии был подготовлен и издан новый «Букварь для чуваш с использованием русской азбуки». За короткий срок Константин Васильевич Иванов написал стихотворения «Думы старого леса», «Осень», «Голодные», стихотворные сказки и баллады «Две дочери», «Железная мялка», «Вдова», завершил поэму «Нарспи», набросал трагедию «Раб дьявола».
К 40-летию Симбирской чувашской школы Константин Иванов написал посвящение «Наше время», которое стало глубоким размышлением о судьбе народа и его истории. Это стихотворение стало одним из ярких примеров его литературного таланта. В 1908 году при непосредственном участии И. Яковлева была издана книга «Сказки и предания чуваш», в которую вошли оригинальные произведения поэта, в том числе поэма «Нарспи». Это произведение вызвало всеобщий восторг, запомнившись читателям своей глубокой эмоциональностью и ярким языком.
В 1909 году, успешно сдав экзамены экстерном, Константин Иванов благодаря протекции И. Яковлева начал преподавать чистописание и рисование в женском двухклассном училище при Симбирской учительской школе. Этот период стал для молодого педагога временем профессионального становления.
В период с 1911 по 1913 годы многие деятели культуры и искусства, включая Константина Иванова, столкнулись с трудностями в публикации своих работ. Несмотря на эти сложные обстоятельства, Иванов продолжал активно творить и развиваться как художник. Он создавал иллюстрации для учебников, занимался переводом религиозных текстов и разрабатывал декорации для сцен из оперы «Иван Сусанин».
Осенью 1914 года Константин Иванов, страдающий от тяжелой болезни – туберкулеза, вернулся из Симбирска на родину. Его жизнь, хотя и была короткой, оказалась яркой и насыщенной творческими достижениями. К сожалению, она оборвалась в молодом возрасте, 26 марта 1915 года.
А. Константинова,
главный архивист отдела использования документов и публикации БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии.
Май 2025 |