В преддверии празднования Великой Победы хочу предоставить цикл статей о героях войны.
Были в той войне безмолвные герои. О них стоит рассказать.
Миллионы домашних и диких животных не по своей воле становились героями или жертвами на полях сражений. Мы никогда не забудем, как они трудились в тылу, спасали жизни сотен людей.
В первой статье из цикла мне бы хотелось рассказать о животных, которым была отведена центральная роль в параде Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.
Так же, как людей военкоматы
На войну призвали лошадей,
Ведь они такие же солдаты,
Верные помощники людей.
Сегодня об использовании лошадей во Второй мировой войне мы знаем недостаточно. Да и то эти знания остались в умах старшего поколения. За последние полвека лошади исчезли не только с наших пыльных, заасфальтированных улиц, но и с экранов художественных военных фильмов. Однако независимо от наших знаний на войне лошади были с человеком всегда.
Великая Отечественная война стала последней для военной кавалерии. Но для самих лошадей эта война, к сожалению, не стала последней.
Во время Второй мировой войны лошади использовали воюющими странами для перевозки войск, артиллерии, техники и, в меньшей степени, в мобильных кавалерийских войсках. Роль лошадей для каждой нации зависела от выбранной стратегии, состояния экономики и географии, и их использование было наиболее ярко выражено в немецкой и советских армиях.
Коллективизация сельского хозяйства заметно сократила поголовье лошадей примерно с 34 миллионов в 1929 году до 21 миллиона в 1940 году. 11 миллионов из них были во время оккупации территории в 1941 – 1942 годах. К началу вторжения Германии в Советский Союз на службе в Красной Армии состояло 526 тысяч лошадей – тысячи безмолвных и верных Родине солдат. Всего же Красная Армия в период войны использовала по разным источникам от 3 до 3,5 миллиона голов лошадей.
Трудно переоценить роль лошади в Великой Отечественной войне. Маневренность и мобильность кавалерии внесла неоценимый вклад в Победу. Советские конные части успешно участвовали во всех больших наступлениях 1942 – 1944 годов. Кони не могли сравняться по скорости с техникой, зато кавалерия может идти там, где никакая машина не пройдет, причем совершенно незаметно для противника. Немцы, уверенные, что если нет дороги, значит, нет прохода, не раз попадались в эту ловушку. Вот цитата немецкого генерала Гальдера: «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».
Не только налеты в тылу оказались под силу кавалерии. Партизанские отряды целиком и полностью зависели от лошадей. Ведь скрытность и бесшумность – главное оружие партизан. В транспортных целях лошади использовались полевой артиллерией и для снабжения воинских частей на короткие расстояния. В лазаретах и санитарных бригадах лошадь была главной тягловой силой. Тысячи лошадей тянули артиллерийские пушки и тяжелые гаубицы. В годы войны существовало 76 отдельных гужевых батальонов по 500 лошадей в каждом.
Трудности блокады лошади испытали на себе в полной мере. Поголовье из 960 лошадей обслуживало «Дорогу жизни» – первым по ней прошел именно санный обоз. К помощи лошадей прибегали каждый раз, когда передвижение на автомобилях было невозможным.
Несмотря на то, что лошади неотрывно присутствовали с людьми на войнах, человечество не очень-то ценило их за боевые заслуги. Многие породы участвовали в той войне. И донские, и кабардинские, и ахалтекинцы, и простые кузнецкие, и монгольские жертвовали собой в той страшной войне. К 70-летнему юбилею Победы на Поклонной горе в Москве установили памятник верным монгольским лошадям. В военные годы Монгольская Народная Республика поставила более 500 тысяч лошадей. Неприхотливая монгольская лошадка дошла до Берлина рядом с советским танком.
После войны кавалерийские части стали спешно расформировываться: лошади отчаянно требовались пострадавшему народному хозяйству страны. И лошади вновь вступили в бой, но уже не среди свистящих пуль и обжигающих шкуру взрывов, а с самым страшным врагом всего живого – голодом. К 1946 году из 26 конных дивизий осталось всего 5.
Советские кавалеристы и казаки в ряду воинов-победителей гордо проследовали в июне 1945 года по брусчатке Красной площади.
День Парада Победы стал самым важным в жизни Кумира, жеребца тверской породы, светло-серой масти. Это был его звездный час. Маршал Советского Союза выехал из ворот Спасской башни. Раскатистое солдатское «Ура-а-а» неслось навстречу разгоряченному коню, а Жуков то посылал его в мощный галоп, то приостанавливал, заставляя красиво вскидывать ноги. Сотни глаз следили за статной фигурой всадника на ослепительно белом, сияющем коне. Возле Мавзолея Г. Жуков спешился и благодарно похлопал жеребца по шее. Кумир и миллионы его собратьев выполнили свою задачу на «отлично».
Сегодня лошадь не ушла в отставку с военной службы. Пусть и небольшие, но конные отряды до сих пор используются в военных конфликтах в Афганистане, Судане, Сирии. Остался в оперативной готовности единственный в мире конный 61-й регулярный полк в индийской армии.
М. Михайлова.
Апрель 2025 |