С 1 января 2019 года Чувашская Республика в числе 11 регионов России приступает к реализации пилотного проекта Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты» страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
При возникновении права на получение пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством схема прохождения документов для работника практически не изменится. Работник, как и прежде, будет представлять работодателю документы, подтверждающие его право на пособие: номер оформленного электронного листка нетрудоспособности (квитанцию) или листок нетрудоспособности, свидетельство о рождении ребенка и т.д. Документы представляются не позднее 6 месяцев со дня окончания страхового случая. В дополнение к этому работник заполняет заявление о выплате соответствующего вида пособия по форме, утвержденной Фондом.
Меняется порядок взаимодействия работодателей и регионального отделения Фонда.
Работодатель заполняет свою часть заявления о выплате пособия и не позднее 5 календарных дней со дня предоставления работником заявления и документов представляет в региональное отделение Фонда по месту своей регистрации в качестве страхователя поступившие к нему заявления и документы, а также опись документов, либо направляет сведения в электронном виде по форме, утвержденной Фондом.
Работодатели, у которых среднесписочная численность работников превышает 25 человек, обязаны представлять в региональное отделение Фонда сведения (реестры), необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронной форме по защищенным электронным каналам связи (аналогично сдаче отчетности по форме 4-ФСС). При этом все первичные документы (заявления, справки, листки нетрудоспособности и т.д.) остаются у работодателя.
Работодатели, имеющие численность 25 человек и менее, вправе представлять в региональное отделение Фонда сведения (реестры), необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо в электронной форме по форматам, установленным Фондом, либо на бумажных носителях лично или по почте – тогда вместе с реестром представляется заполненный листок нетрудоспособности, справки и т.д., заявление от сотрудника с описью документов.
При наступлении несчастного случая на производстве для всех страхователей предусмотрено представление реестра и документов только на бумажном носителе с приложением дополнительно необходимых документов (акт Н-1 или копии материалов расследования).
Региональное отделение Фонда в течение 10 календарных дней со дня получения документов будет осуществлять расчет и выплату пособий напрямую по указанным в заявлении работника реквизитам: на банковский счет, платежную карту «МИР» или почтовым переводом.
Новый порядок выплат касается следующих видов пособий:
– пособия по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
– пособия по беременности и родам;
– единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
– единовременного пособия при рождении ребенка;
– ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
– оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, предоставляемого застрахованному лицу, пострадавшему на производстве.
Работодатель, как и прежде, будет оплачивать работнику из собственных средств 4 дополнительных выходных дня для ухода за детьми-инвалидами, социальное пособие на погребение, осуществлять расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма. Указанные расходы в отчете работодателем не отражаются. Для их возмещения работодатель представляет в региональное отделение документы, подтверждающие право на получение возмещения и заявление по утвержденной форме.
Пособие по временной нетрудоспособности при заболевании или травме работника за первые 3 дня назначает и выплачивает работодатель за счет собственных средств.
Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет осуществляется в течение 10 календарных дней со дня получения документов или сведений (реестров) от работодателя (реестры представляются однократно), а затем в период до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается пособие.
В случае прекращения права работника на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком работодатель обязан направить указанные сведения в течение 3 рабочих дней.
Пилотный проект несет ряд положительных моментов как для работодателя (страхователя), так и для самих застрахованных лиц (работников). Это, в первую очередь, повышение социальной защищенности работающих граждан, гарантируемое получение пособий независимо от финансового состояния работодателя, обеспечение правильности начисления пособий и своевременности их выплаты, самостоятельный выбор способа получения пособий.
Для работодателя снизится нагрузка при исчислении и выплате пособий работникам, упростится форма отчетности, уменьшится количество проводимых региональным отделением Фонда проверок, в связи с уплатой страховых взносов в полном объеме финансовое планирование станет более прозрачным.
В настоящее время у работодателей, бухгалтерская служба которых использует программное обеспечение 1С, СБИС, КАМИН, есть закладка «Пилотные проекты», в которой имеются шаблоны бланков заявлений и реализована возможность формировать реестры получателей пособий в автоматическом режиме.
Более подробно ознакомиться с проектом «Прямые выплаты» можно на сайте регионального отделения Фонда r21.fss.ru, где размещены нормативно-правовые документы, формы заявлений и образцы их оформления, телефоны «горячей линии», памятки для работника и работодателя и другая полезная информация.
Е. БЕССАЛОВА,
главный специалист-уполномоченный по Козловскому району ФСС РФ по Чувашской Республике – Чувашии.
Декабрь 2024 |