Уроженец деревни Токташево Михаил Иванович Гусев был лауреатом многих музыкальных конкурсов, а также призером всесоюзных соревнований штангистов в первой половине 1970-ых годов. Он изумительно играл на балалайке, гармони, баяне и духовых инструментах.
Его сын Олег Михайлович Гусев – мастер спорта России по самбо, в Чебоксарах работает тренером, часто приезжает к матери в деревню Илебары.
Предлагаем читателям ознакомиться с семьей незаурядных личностей Гусевых.
За околицей деревни Токташево на лужайке, что напротив лесочка «Пикшик», идет, как писали раньше у нас в объявлениях, традиционное массовое гуляние под чувашским названием «Вёйё», посвященное летнему празднику православных – Троице. На высокой жерди развеваются разноцветные платки, пришитые к веревкам, привязанным к шесту в форме ромба, а на конце жерди шелестит флаг с серпом и молотом.
На лужайке полно народу – и молодежи, и детей, и людей солидного возраста. Девушки встали в ряд и под музыку гармониста в такт дружно хлопают в ладошки. А на скамейке сидит гармонист с короткими кудрявыми волосами и самозабвенно играет, методично растягивая и сжимая меха, интуитивно легко направляя пальцы на клавиши гармони.
Несколько разгоряченных парней снуют между девушками, приглашенными по строгой очередности на пляску и, воодушевленные крылатыми мелодиями чувашской плясовой, пляшут, почти забыв об окружающих. В их ушах – лишь красивейшие звуки высокоскоростной музыки и четких хлопаний ручек девушек. А гармонист ушлый – сыплет и сыплет разными вариантами нашей национальной плясовой. Кажется, их у него великое множество. Они чередуются так красиво и органично, что ноги сами просятся в пляску. Да еще этот парень мастерски переходит с высоких нот на низкие, а потом обратно, все делая изощренно, тонко и изумительно.
Незнакомые гости спрашивают: «А кто это так чудесно играет?» Местные отвечают: «Это наш токташевец – Миша Гусев».
Михаил Иванович Гусев родился 26 августа 1941 года. Он оказался единственным ребенком своей мамы – Антонины Сергеевны. В те дни отец новорожденного уже был на фронте и погиб в бою 15 декабря 1941 года у поселка Большая Вишера Новгородской области. В семье не сохранилось даже его фотокарточки. И из-за этого потом Миша переживал, так как не мог даже представить, как выглядел отец. Все же его изображение довелось найти внуку Ивана Николаевича Гусева, родившегося в 1917 году. Михаила вырастила мама одна. Она работала в колхозе имени Жданова, трудилась телятницей и дояркой.
Когда Миша учился в соседней деревне – Осинкинской семилетней школе, серьезно болел, и у него искривился позвоночник. Его не раз отправляли в санаторий, и мальчик там ходил в корсете. Несмотря на это Михаил старался развивать себя физически, делал гимнастические упражнения, подтягивался на турнике.
А дома после уроков постоянно брал отцовскую гармонь и подбирал на слух различные мелодии. Это у него получалось довольно легко, и уже в шестом классе он хорошо играл. Потом навыки постоянно совершенствовал и к окончанию школы прослыл в деревне отличным гармонистом.
После завершения учебы в Осинкинской семилетке Миша стал работать в колхозе на ферме, в поле, на лугу у Аниша.
Решил учиться дальше – поступил в Козловскую вечернюю школу, располагавшуюся в поселке. Весной, в начале мая, приступил к работе на Беловолжском кирпичном заводе. Там он трудился у горячей печи, ставя сырые кирпичи для обжига и вынимая их оттуда, когда они получали необходимую закалку.
Осенью завод прекращал производство, и Миша Гусев из деревни Токташево вновь отправлялся в вечернюю школу. Там он получил среднее образование.
А в окрестных деревнях парень теперь был известен как один из лучших гармонистов округи. На праздниках и вечеринках он мог играть долго и разнообразно. «Он –виртуоз!» – думали о нем многие.
В армию его призвали довольно поздно – в месяцы Карибского кризиса летом 1962 года. Прослужил он более трех с половиной лет в городе Новосибирске. В начале служил в подразделении связи, затем был назначен начальником армейского почтового отделения. В свободное время в ленинской комнате он часто брал в руки баян или другие музыкальные инструменты. Вскоре в своем подразделении зарекомендовал себя отличным баянистом. Мог хорошо сыграть и на духовых инструментах, а также на струнных. Поэтому по праздникам в воинском клубе выходил на сцену в качестве музыканта.
Михаила тянуло и в тренажерный зал. Там он поднимал гири и штангу, упражнялся на турнике. Командиры заметили его способности и стали выставлять на соревнования гиревиков, штангистов, гимнастов и на турниры по армейскому троеборью.
Через некоторое время его мама из Карачевского отделения связи получила пакет внушительного размера и испугалась. Пошла к бывшему учителю Михаила – к Георгию Тимофеевичу Иванову с полученным посланием. Оказалось, в пакете – благодарность командования матери Михаила Гусева и большая поздравительная открытка, а также его портрет у развернутого знамени части.
Вернулся М. Гусев из армии в конце 1965 года. Когда в Токташевском клубе субботним вечером собрались парнишки и девчонки не только родной деревни, игрой на гармони развернулся в полную мощь. В течение всей вечеринки долго радовал присутствующих игрой на гармони, заставив молодежь поплясать и по-чувашски, и потанцевать. От души порадовался и сам…
Демобилизованный сержант вскоре поступил на Чебоксарский электроаппаратный завод. Там его приняли на должность начальника автоматизированной телефонной станции (АТС), где Михаил проработал до выхода на пенсию в 60 лет.
Узнав, что Михаил разносторонний музыкант, руководители коллектива художественной самодеятельности электроаппаратного завода пригласили его в свой Дворец культуры. Наш земляк стал незаменимым участником оркестра народных инструментов, так как лучше него там никто не мог играть на балалайке. На гастролях Гусев побывал в Венгрии и ГДР. Выступал в Кремлевском дворце, где электроаппаратчикам аплодировали стоя.
Встречаясь в Чебоксарах со своей землячкой – певицей Екатериной Максимовой (тоже родилась в Токташеве), делился с ней давнишней мечтой – поступить в музыкальное училище. Его желание исполнилось. Михаила приняли в музучилище, и он стал там учиться на вечернем отделении – после работы. «На баяне и гармони ты уже играешь, как профессионал, поэтому поступай на дирижерское отделение», – посоветовали ему преподаватели.
Михаил Гусев успешно окончил Чебоксарское музыкальное училище без отрыва от производства. Вскоре договорился о преподавании в детской музыкальной школе имени Степана Максимова. Учил там детей играть на балалайке, гитаре, баяне. И так в течение многих лет.
Но не только музыка интересовала его. Михаил Иванович после рабочей смены, чередуя преподавание, ходил в спортзал. В результате регулярных напряженных тренировок стал замечательным атлетом. В его списках достижений – дипломы всесоюзных и республиканских соревнований.
Когда перестал выходить на помост, после рабочей смены ежедневно брал в руки гармонь и играл музыку в свое удовольствие. Особенно он любил играть богатые композиции наших мест – характерные для Козловского района. В этом деле он был настоящий маэстро.
Заинтересовал М. Гусев спортом и своего сына Олега. В одиннадцатилетнем возрасте Михаил привел его в секцию самбо ДК ЧЭАЗ. До девятого класса он учился в Чебоксарской средней школе №10, затем, окончив ПТУ, поступил в Челябинский институт физкультуры. Однако там он проучился недолго. На соревнованиях в Тольятти, где Олег занял первое место среди самбистов полулегкого веса, его уговорил переехать в Киргизию тренер, мастер спорта СССР Николай Петрович Михайлов, уроженец Урмарского района. Олегу Гусеву в 1998 году пришлось окончить Фрунзенский институт физкультуры, где паренек из Чувашии занимался и дзюдо, и самбо, получая призы на первенствах Киргизской ССР. А в 25 лет, будучи студентом, на всероссийском турнире в Рыбинске занял второе место и выполнил норму мастера спорта СССР. У Олега много значимых наград по самбо и дзюдо. Он уже много лет работает тренером в Чебоксарах, тренируя юных самбистов в обществе «Спартак». Для него примером был его отец Михаил Гусев. В 70-ые годы он ходил в спортзал «Динамо» поднимать штангу. Паренек из Токташево выезжая на всесоюзные соревнования привозил оттуда призы за успешное выступления среди штангистов легкого веса. Михаил в первой половине 1970-ых годов не раз побеждал и на первенствах Чувашии.
Он впервые увидел фотографию своего отца в 90-ые годы. Сын Олег поехал в Малошинерский район Новгородчины. Побывал на могиле своего деда. Там местные активисты подарили ему фото деда – красноармейца Ивана Николаевича Гусева, захороненного в братской могиле.
В начале 2000-ых в марте в Козловке на Базарной площади я участвовал в районном конкурсе гармонистов. После выступлений многих участников зазвучали удивительно красивые мелодии с виртуозными переходами и пассажами. «Играет большой мастер!» – подумал я. Подошел к гармонисту и узнал Михаила Ивановича Гусева. Он сидел на столике и исполнял нашу чувашскую плясовую с неповторимым мастерством. Хотя Гусев выступил не со сцены, члены жюри единодушно вынесли вердикт: «Михаилу Гусеву – первое место!» Оказалось, они с женой купили дом в Илебарах и жили там после выхода на пенсию.
Умер Михаил Иванович во сне, когда ему было 64 года. А сын Олег Михайлович работает в Чебоксарах тренером по самбо в Доме спорта «Спартак». В эти дни он тренирует мальчиков и юношей в летнем спортивном лагере.
М. Андреев.
На снимках: Михаил Гусев с внучкой Софьей.
Ноябрь 2024 |