Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор) – это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные». В Чувашской Республике ООО «МВК «Экоцентр» по итогам открытого конкурса получило право быть региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
ООО «МВК «Экоцентр» после установления тарифа Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО – физическими и юридическими лицами Чувашской Республики. (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Твердые коммунальные отходы или ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В 2017 году Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики провело конкурс по выбору регионального оператора и по его итогам подписало Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики с ООО «МВК «Экоцентр» (постановление Правительства РФ от 05.09.2016 № 881).
Региональным оператором становится юридическое лицо любой организационно-правовой формы, отвечающее следующим требованиям: зарегистрировано в России; осуществляет деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами; есть действующая лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности; прошедшее процедуру конкурсного отбора.
В соответствии с соглашением Региональный оператор в лице ООО «МВК «Экоцентр» выбран на весь срок действия соглашения - 10 лет. В течение этого срока ООО «МВК «Экоцентр» будет обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Чувашской Республики.
Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании лицензии № 21.0012.17 от 17 марта 2017 года, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике. Также в своей работе Региональный оператор опирается на Территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 22.09.2016 № 1036. Документы, также регламентирующие работу Регионального оператора:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Региональный оператор организует процесс сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на всей территории, на которой он выиграл конкурс. Для выполнения своей работы региональный оператор привлекает и других юридических лиц, занимающихся как транспортированием, так и захоронением ТКО - операторов по обращению с ТКО.
Услугу регионального оператора по обращению с ТКО оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов: население - собственники помещений в МКД и хозяева частных домовладений, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Цена на услугу регионального оператора определяется Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам. Так как Жилищным кодексом Российской Федерации услуга по обращению с ТКО отнесена к перечню коммунальных услуг, граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, применяющиеся в Чувашской Республике.
Региональный оператор начнет оказывать услугу по обращению с ТКО с момента вступления в действие единого тарифа, утверждаемого Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
Региональным оператором обеспечиваются сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с ТКО").
Региональный оператор оказывает услуги по обращению только с твердыми коммунальными отходами. К твердым коммунальным отходам отнесены товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", с внесенными изменениями, утвержденными приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 ноября 2017 г. N 566. Региональный оператор вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов, отличных от твердых коммунальных.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить собственники ТКО.
Собственники ТКО – это:
Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.
С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответственность регионального оператора возникает с момента приема ТКО путем их погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО.
Единый тариф на услугу регионального оператора подлежит регулированию и устанавливается Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
При формировании стоимости услуги регионального оператора учитываются:
- расходы на сбор и транспортирование ТКО с контейнерных площадок;
- стоимость захоронения и обработки ТКО на действующих полигонах и объектах обработки отходов по утвержденным Государственной службой Чувашской Республики тарифам;
- собственные организационные (в т.ч. сбытовые) расходы регионального оператора.
Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Чувашской Республики, утвержденных приказом Минстроя Чувашии от 14.11.2017 г. № 03/1-03/1012.
При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения Чувашской Республики будут учитываться:
- среднегодовая норма накопления ТКО - 2,02 куб. м в год;
- утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;
- количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире (индивидуальном жилом доме).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и обращение с ТКО. (Пункты 4,5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004)
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Собственник ТКО обязан:
- заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО;
- оплачивать услуги регионального оператора по установленному единому тарифу на услугу регионального оператора (ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс РФ (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.). п.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Напоминаем, что на сайте Регионального оператора ООО «МВК Экоцентр» http://mvkecocenter.ru на главной странице размещен проект договора на оказание услуги по осуществлению транспортирования твердых коммунальных отходов
на территории Чувашской Республики.
Договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ)
Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.
Собственниками контейнерных площадок могут быть управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и содержит местная администрация.
Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с ТКО").
Контейнерную площадку для сбора ТКО содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п.13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с ТКО").
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» администрация муниципального района совместно с администрацией сельского поселения определяет место расположения и установки контейнерной площадки по согласованию с собственниками жилых домов и земельных участков.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Законом Чувашской Республики от 4 марта 2016 г. N 3 "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности на территории Чувашской Республики" и Приказа Минстроя Чувашской Республики от 9 октября 2017 года N 03/1-03/886 «Об утверждении Порядка сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) на территории Чувашской Республики» контейнеры могут быть установлены региональным оператором либо операторами по обращению с ТКО, либо могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление МКД, иными физическими или юридическими лицами, на основании заключенных договоров или по соглашению с ними.
Региональный оператор занимается ликвидацией несанкционированных свалок. Региональному оператору сообщают о несанкционированной свалке. Специалисты регионального оператора с выездом на место составляют акт, делая в доказательство фото и видео фиксацию. Определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.
Если собственник такого земельного участка не ликвидирует её самостоятельно в течение тридцати дней, её убирает региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесённые расходы.
Ещё одна важная задача регионального оператора по обращению с ТКО – обеспечивать переработку мусора. Сейчас в системе обращения с ТКО в Чувашии работают множество компаний, проконтролировать которые очень сложно. Они вывозят отходы на законные и незаконные объекты размещения ТКО. ООО «МВК «Экоцентр» - региональный оператор на территории Чувашской Республики, будет направлять потоки ТКО только на законные объекты размещения ТКО и совместно с органами власти Чувашской Республики участвовать в создании условий для обработки отходов перед размещением.