Мои учителя

Категория: ПУБЛИКАЦИИ Опубликовано: 30.04.2019, 13:08 Просмотров: 1955

Многое произошло за три десятилетия, однако надо заметить, все хорошее остается в сердце, а плохое уходит из памяти безвозвратно. Как бы не было трудно во время учебы, особенно в первые годы, с высоты сегодняшних дней я их ощущаю, как самый лучший период моей жизни. Главная заслуга лежит на плечах моих учителей, кто вложил в меня знания и развитие первых основ жизни на земле.

Первыми учителями в начальной школе стали М.Г. Фомина и Е.А. Семенова. Они научили читать, писать и азам домоводства. Следующие семь лет учителями стали Ю. Трофимова, Ю. Кузьмина, И. Краснов, Р. Чернова, Н. Егорова. По-особенному запомнился директор школы В. Тихонов, который играл решающую положительную роль в развитии школы и формировал незабываемую атмосферу, при нем Козловская школа-интернат получила свое второе дыхание. Из всех знаемых мною директоров он выделялся своей корректностью, демократичностью, человечностью и добрым умом.

Особое влияние за годы учебы и воспитания оказали такие маститые учителя-предметники, как Ю. Трофимова, Э. Майорова и А. Иванова. Они словно три школьных кита, их знания и понимание жизни и стало тем фундаментом, на которых базировался мой гуманитарный выбор – история рубежа XIX – XX веков. Культура, литература и история обогатили мой интеллект и должным образом подготовили меня к университетским годам жизни.

Юлия Ивановна Трофимова – это тот человек, кто меня всегда ободрял и помогал в самые трудные минуты учебы и не переставал оказывать мне помощь и в послешкольное время – в период учебы в университете и аспирантуре. Она была нашим классным руководителем с 7 до конца 11 класса. Юлия Ивановна прекрасно знала психологию общения с детьми и в совершенстве владела умением индивидуального подхода к каждому ребенку – любой трудный школьник в ее руках становился в один миг по взмаху ее волшебной палочки положительным героем класса. К Юлии Ивановне тянулись трудные дети, она к каждому находила ключ, и все разом становились ее друзьями. До сих пор помню, по четвергам и субботам гурьбой бежали в столовую, где она нас учила печь торты, делать запеканки, работать с тестом и изготавливать плетенки. Это она впервые в школьной практике ввела празднование именин, торжеств и всегда умела обставлять их теплотой человеческих чувств.

Когда я учился в 10 классе, весной 1990 года, Юлия Ивановна вдохновила меня на выпуск стенгазеты «Альтернатива», где поднимались вопросы самоуправления школы и деятельность школьного комсомола. Тогда на повестку дня ставились смело и без оглядки на авторитеты крайне чувствительные вопросы жизни школы, а ведь была в разгаре перестройка! И вот настал день, когда стенгазету повесили на одной из колонн первого этажа. И тут началось – школа превратилась в пчелиный рой! Среди учителей нашлись «доброжелатели», а защитили меня только Юлия Ивановна и наш директор Валерий Иванович! Она очень гордилась успехами своих воспитанников и при случае всем рассказывала об их достижениях.

Из всей плеяды учителей особо выделю Элеонору Михайловну Майорову. Учительница истории, библиотекарь, руководитель книжного переплетного кружка и реставратор множества школьных книг. Сама она выпускница Московского архивного института и ученица легендарного казанского профессора А. Шофмана (1910–1993). Элеонора Михайловна заложила во мне не только понимание исторического процесса, сколько понимание самого принципа вариативности развития истории. Сейчас всем понятно, что история привержена моделированию, а в равной степени альтернативности развития. Первое понимание этого мне пришло на уроках истории Э. Майоровой, где на первый план выступала не зубрежка, а самостоятельное осознание исторического материала и ее трактовка, свободная от идеологических клише. Элеонора Михайловна умела преподносить исторический материал, живо представлять эпоху, дух времени – будь это начало ХХ века или вчерашняя современность. Аналитическое понимание истории – вот ценность уроков истории Э. Майоровой. Я со всей смелостью признаю, несмотря на университетские спецкурсы истории, что я как историк родился на ее уроках истории, а в равной мере и то, что являюсь ее учеником. Это естественно, так как первые уроки истории – это та же лаборатория историка, которая познается историком-исследователем масштабно в университетские годы, но главное и то, что в школьные годы зарождаются ростки будущего цветения.

Ф. НИГАМЕДЗИНОВ,

кандидат исторических наук.

д. Альменево.

Продолжение читайте в газете «Знамя» от 30.04.2019 г. №17.

Добавить комментарий

Последние комментарии

Архив материалов

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Праздники