Многие сводят устойчивое развитие просто к «зеленой» экономике. Это весь комплекс направлений деятельности исполнительных органов, институтов гражданского общества и бизнеса. Важно, чтобы они действовали совместно и через призму устойчивого развития.
Мы хотим достичь формирования далеко идущих, амбициозных, но ясно представляемых целей. Это так называемый образ будущего. Важно, чтобы все это было зафиксировано в наших планах, что позволит повысить привлекательность региона. Через такие планы обозначаем возможные инвестиционные ниши для бизнеса. Бизнес планирует соответствующим образом, что можно сделать, где можно приложить свои усилия. Ну и они это все воплощают в виде проектов. Дальше появляются вопросы инвестиций. За счет каких источников инвестировать? Каким образом с банками взаимодействовать?
Если это все будет сделано, мы достигнем повышения производительности труда. Ну и это автоматически высокие заработные платы и другие составляющие деятельности предприятий. Это и повышение качества жизни людей.
В прошлом году мы говорили о том, что мы утвердили концепцию устойчивого развития Чувашской Республики на долгосрочный период, как минимум на 10 лет. Ну и в рамках ее реализации в прошлом году обозначили несколько направлений. Я сейчас про них буду рассказывать. Но с точки зрения нормативного регулирования.
Мы в этом году закончили работу по нормативному регулированию, и это основывается на утверждении критериев проектов устойчивого развития. Что это такое? Это, если так можно выразиться, фильтры для отбора проектов, прежде всего для реализации за счет государственного финансирования. Ну и, конечно же, создание зон, о которых сейчас будем подробно говорить. И в рамках этих зон уже локально внутри создавать соответствующие требования.
В качестве примера хотел бы начать с карбонового полигона. По оценке, если это все будет давать эффект - примерно 270 тонн можно «вытаскивать» только из Чебоксарской акватории. Это же опять большая работа. Это технологии. Это способы переработки. Это продукция, которую нужно вырабатывать, то есть такая ниша, в том числе для науки. Мы отправили заявку в федеральное правительство, чтобы войти в число пилотных проектов, но пока этого нам не удалось.
Следующее направление - создание сети заправок для электромобилей. В прошлом году около 20 заправок у нас было создано. Если в прошлом году в ГАИ были зарегистрированы около 30 электромобилей, то в этом году их около 120. Но люди сейчас очень мобильные и регистрируют не всегда в том регионе, где проживают, видно по количеству самих электромобилей, которые передвигаются по городу. Их существенно больше стало.
В прошлом году мы рассказали про концепцию создания так называемых центров очистки воды. Логика простая - это создание очистных, которые обслуживают крупные населенные пункты, но при этом имеют возможность принимать использованную воду с близлежащих населенных пунктов, а люди могут заказать вот эти машины-ассенизаторы по принципу такси. В 2023 году говорили, что планируем создать 21 центр отчистки.
В Чувашии в этом году объявлен Год экологической культуры и бережного природопользования. Запустили один проект по исследованию всех родников республики. Их более 1000, по нашим сведениям. Планируем к концу года их всех охватить, оцифровать. На основе этого создавать экологические тропы для туристов.
Мы запустили создание инфраструктуры обращения твердых коммунальных отходов, заключили концессионное соглашение еще на три мусоросортировочные станции. В следующем году они заработают. И мы тогда уже начнем сортировать 100% генерируемых ТКО.
В планах уже в этом году закончить исследование, создание цеха компостирования. Вместе с СИБУРом работаем над созданием пилотной установки по переработке «хвостов», так называемых, и созданием специального концентрата для биохимической отрасли. Мы это делаем вместе с ППК «Российский экологический оператор». Если удастся, для других регионов это будет очень интересная практика. Это и экологично и, самое главное, сокращает сроки переработки до 72 часов, превращения этих отходов в грунт, которые дальше можно использовать в благоустройстве.
Следующий проект – «Цифровой энергорегион». За счет цифровых сервисов мы начинаем управлять энергохозяйством. Конкретно мы взяли микрорайон Новый город в городе Чебоксары. Эффект очень хороший. Мы увидели, что мы можем сократить на 20% время устранения аварии, на 15% - недоотпуск электроэнергии, потери на 10%. Речь о том, что за счет перенаправления потоков идет существенная экономия и более долговечная эксплуатация самих систем, ну и точное определение места инцидента позволяет и перенаправить потоки электроэнергии для потребителя, и быстро устранить соответствующие инциденты.
Для того чтобы полноценно реализовать задачи технологического суверенитета, активно вовлеклись в создание соответствующих направлений. Это, прежде всего те компетенции, которые отсутствуют. Это СПИК 2.0 - производство тракторов малой и средней мощности и перекиси водорода антрахиноновым методом. Оба проекта в активной фазе реализации. Вот коллеги, которые приехали из наших дружественных стран, очень заинтересованы в продуктах, которые здесь будут выпускаться. Работаем ещё над 2 проектами: глубокая переработка кремнийорганики и станкостроение.
Для подержания технологического суверенитета мы вошли в создание кластерных инвестиционных платформ. У нас до этого был 1 кластер - электротехнический. На сегодня их уже 9, помимо электротехнического кластера, который является несомненным лидером в России и в мире, 2 кластера хорошо «стартанули».
Это машиностроительный кластер «Силант» с вилочными погрузчиками на дизельном и на электроходу. Все компоненты разрабатываются у нас предприятиями кластера, в том числе сейчас начали производить мосты, которые могут выйти на отдельную производственную линию для обеспечения потребностей других производителей техники в других регионах.
И кластер пищевого оборудования «АБАТ», где пошли по пути объединения усилий и резко нарастили и количество, и ассортимент производимого оборудования. И сегодня в России мы обеспечиваем большую долю рынка. Они обеспечивают Россию и потребители из других стран тоже. Время ожидания их продукции составляет до 4 месяцев. То есть, востребована продукция, не успевают производить.
И если говорить о технологическом суверенитете, то автоматически подразумеваем и продукты питания. Чувашия сильна хмелем. Для чего была создана полноценная инфраструктура - лаборатории, чтобы научно подтверждать сортовую принадлежность и бороться с болезнями. А самое главное – удовлетворять все потребности производителей по их сопровождению. Помимо этого в активной работе создание уборочного комбайна и сушильного агрегата, что позволит в этом году завершить полный цикл создания технологического суверенитета по переработке хмеля. Оценочно, потребность в хмеле России примерно 8 тыс. тонн. Сегодня Чувашия производит основную долю этого продукта, примерно 200 тонн, остальные намного меньше. Мы понимаем, какой объём работы ещё предполагается сделать. Активно работаем с пивоваренными компаниями. В августе в третий раз в Чувашии пройдет форум «Зелёное золото России». Там мы отдельно будем обсуждать эту тему и расскажем про наши планы.
Участвуя активно в федеральных программах, мы создали великолепные площадки с особыми условиями экономической деятельности. Это особая экономическая зона «Новочебоксарск», индустриальные парки в г. Новочебоксарске и в Батыревском округе, действующий ТОСЭР в г. Канаше. Сейчас завершаем создание 3 частных технопарков. Уже открыли «АБАТ» по производству пищевого оборудования, еще один откроем в ближайшее время – «Машзавод» по металлообработке. И к концу года – «Волгахим», который будет специализироваться на малотоннажный химии. Это даст возможность поддерживать тот темп производственной деятельности, который мы набрали, иметь хорошую бюджетную обеспеченность
Все это сопровождаем условиями для ведения бизнеса. Это налоговое регулирование в рамках наших полномочий, которые нам даны как региону. А мы используем все возможности – это инвестиционный налоговый вычет, и создание особых условий при реализации СПИК 2.0 и другие меры. За счёт таких инструментов, которые ещё не широко распространены как СЗПК, офсетные контракты и иные формы государственного частного партнёрства, можем создать самые благоприятные условия для любых проектов. Чувашия сегодня 1 из регионов с самым низким налоговым обременением.
О рисках проекте налоговых изменений
Мы исходим из того, что налоговые изменения вводятся с перспективой как минимум на 6 лет. Считаем, что это очень хорошая мера. Факт, когда все дополнительные доходы аккумулируются в бюджете Российской Федерации, может быть, немного напрягает регионы. Но ведь Правительство страны обозначает четкую позицию, что эти средства будут направляться на реализацию новых национальных проектов и выполнение поручений Президента. Поэтому сейчас очень важно иметь четкие планы, в том числе через призму устойчивого развития. В прошлый период нам удалось получить от федерального Правительства большой спектр форм поддержки. Мы уверены, что и здесь за счет повышения ставок как по НДФЛ, так и по налогу на прибыль в отношении высокотехнологичных, высокопроизводительных организаций, будет также. И это очень положительный подход.
Если по Российской Федерации повышение налогообложения по прогрессивной шкале, как ранее сообщалось, почувствует примерно 3% населения, то в Чувашской Республике, по нашей оценке, это коснется меньше 1% жителей.
Чувашия утвердила мастер-план Чебоксарской агломерации, куда кроме Чебоксар входит ещё 5 муниципалитетов, это 20% территории и примерно 75% населения республики, весь производственный, научный потенциал здесь сконцентрирован. За счёт решения вопросов развития этой территории, людей, организации их жизни, проекты заложены в этот мастер-план так, что каждый муниципалитет получает импульс развития. Заложены решения по развитию инфраструктуры и возможные инструменты для их реализации. Как говорят наши коллеги из ДОМ.РФ, Чувашская Республика сегодня является единственным регионом, за исключением дальнего Востока и Арктики, который имеет мастер-план, соответствующий всем требованиям.
В 2020 году утвердили комплексную программу социально-экономического развития до 2025 года. В итоге нам удалось планы, которые мы до 2025 года себе утвердили уже перевыполнить по итогам 2023 года. Мы сейчас находимся в стадии разработки новой комплексной программы до 2030 года, которая должна стать мастер-планом развития региона до 2030 года. Здесь тоже очень здорово получилось. Мы с вами знаем, сегодня есть поручение Президента о разработке новой версии стратегии пространственного развития, новых национальных проектов. Несомненно, всё мы здесь учтём, разложим. Кроме того, мы поставили задачу к концу года все эти планы ещё и зафиксировать и сопровождать через цифровую платформу. Сейчас работаем над этой задачей. Если это нам удастся, то у нас будет реальная практически в режиме онлайн возможность анализировать все процессы, которые происходят во всех сферах жизнедеятельности на территориях муниципалитетов, принимать оперативные решения по корректировке.
Будем планово работать над тем, чтобы использовать все возможности, которые открываются за счет различных инструментов финансирования по инфраструктурным облигациям, бюджетным кредитам, ну и за счет списания бюджетных денег.
Пресс-служба Администрации Главы Чувашской Республики
Источник: https://cap.ru/news/2024/06/22/iz-vistupleniya-glavi-chuvashii-olega-nikolaeva-na
Ноябрь 2024 |