Козловский комбинат автофургонов (ныне ООО «Автофургон») является одним из старейших в России предприятий по производству автофургонов.
До Октябрьской революции на территории будущего комбината располагался «Комаровский винокуренный завод торгового дома С. Т. Забродин и наследники». Площадь имения составляла 184 десятин. Основная часть земель сдавалась в аренду местным крестьянам. В 1918 году усадьба была конфискована. Позднее на ее базе возник колхоз им. С. П. Середы.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов в результате создания Козловского завода строительных деталей колхоз был упразднен. Территории бывшего имения Забродиных отошли к новому предприятию – Козловскому домостроительному заводу. В июле 1931 года предприятие выдало первую продукцию. В то время оно выпускало сборные щитовые дома для шахтеров Донбасса и для других районов страны.
В годы войны на территории предприятия работал эвакуированный завод № 494 Наркомата авиационной промышленности, производивший санитарные самолеты ПО-2 для передовой. В 1942 году предприятие увеличило выпуск товарной продукции в 1,23 раза (по сравнению с показателями 1941 года); в 1943 году объем производства вырос в 1,6 раза, а в 1944 году – в 3,1 раза. Коллектив завода принял активное участие в сборе средств на строительство боевых самолетов. Немало рабочих завода воевало на различных фронтах Великой Отечественной войны, многие из них пали смертью храбрых и не вернулись домой.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года пятеро рабочих были награждены орденом Трудового Красного Знамени, шестеро – орденом Красной Звезды, девять рабочих – орденом «Знак Почета», трое – медалью «За трудовое отличие», четверо – медалью «За трудовую доблесть».
С конца 1960-х годов завод специализировался на выпуске фургонов для военных автомашин. Основным заказчиком выступало Министерство обороны страны. В 1975 году в результате создания новых цехов и увеличения ассортимента изделий завод автофургонов был преобразован в комбинат.
1970-1980-е годы стали особо успешными для предприятия. В это время под руководством директора А. Соловья были реконструированы цеха и здания, проложены дороги с твердым покрытием, открыты новые корпуса. В 1981 году в честь полувекового юбилея и за успехи в производстве комбинат был награжден орденом «Знак Почета». Достижения отдельных работников предприятия были отмечены почетными званиями («Заслуженный работник промышленности Чувашской АССР», «Заслуженный рационализатор РСФСР» и иными государственными наградами, такими, как орденами Ленина, Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени).
Но конверсия, начатая в начале 90-х годов, не обошла стороной и Козловский комбинат автофургонов. Пришлось перепрофилировать производство. Переход к рыночной экономике был затруднен ориентацией производства на заказы военного ведомства. Потребность в конверсии привела к расширению номенклатуры и переходу на выпуск гражданской продукции: товарных фургонов на шасси ГАЗ; кузовов с морозильной установкой; так называемых «щеповозов» (подвижных кузовов) для нужд лесной промышленности и т. п. Начали выпускать торговые киоски, мебель для населения. Открыли цех по выпуску железобетонных изделий.
Сейчас на базе бывшего предприятия действует ООО «Автофургон», возглавляемый директором Игорем Валерьевичем Комаровым. Коллектив из года в год добивается лучших показателей, расширяет и модернизирует производство кузовов-фургонов и готовится достойно встретить 90-летний юбилей предприятия в 2021 году.
Подготовила В. ВОРОБЬЕВА.
Апрель 2025 |