25 октября 1975 года на Чебоксарском заводе промышленных тракторов собрали первый трактор Т-330. С этого момента ведется отсчет трудовых вех коллектива завода (затем объединения, а теперь – акционерного общества «Промтрактор»).
В соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС, наметившего в 1971-1975 годах организовать производство мощных промышленных тракторов, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 29 февраля 1972 года приняли постановление. В нем предусматривалось в 1972-1975 годах строительство в Чебоксарах первой очереди завода по производству 5 тысяч тракторов в год, из них 4 тысячи – Т-330. Для этих целей были выделены капитальные вложения в объеме 301,5 млн рублей, в том числе на строительство Чебоксарского завода – 255,5 млн рублей.
После сдачи в эксплуатацию пускового комплекса первой очереди последовала большая работа по формированию команды специалистов, обладающих высокой технической грамотностью. Среди участников сборочных работ оказалось немало дипломированных специалистов, студентов высших и средних специальных учебных заведений. До сих пор на заводе с уважением вспоминают имена рабочих высокой квалификации: Валерия Осипычева, Михаила Макаренкова, Анатолия Савинова, Василия Евстафьева, Вячеслава Иванова и многих других, кто проявил упорство и мастерство при подготовке к выпуску первых машин.
Собирали первый трактор с особой осторожностью и с максимальной ответственностью – рабочие и руководство завода осознавали возложенную на них задачу в масштабах всей страны. Массивная конструкция длиною более шести метров и весом в четыре тонны быстро обрастала узлами и деталями, которых насчитывалось около четырех тысяч. Были смонтированы бортовые передачи, установлены дизель, органы управления и кабина. Завершающим этапом стала установка на трактор ходовой части. Момент, когда из-под трактора были убраны стойки, установлены и замкнуты гусеничные цепи и трактор тронулся в свой первый короткий путь по выложенному досками полу цеха стал важным событием в истории становления Чебоксарского завода промышленных тракторов – крупнейшего предприятия Чувашии.
За 45 лет роль трактора Т-330 и его модификаций многократно возросла в народном хозяйстве страны. Т-330 участвовали в международных ярмарках в Чехословакии и Болгарии, прошли испытания в Венгрии, Германии, на Кубе. И сегодня «богатыри на платформах» отправляются в разные регионы страны для выполнения разнообразных тяжелых работ, прославляя родную Чувашию.
Л. ВАСИЛЬЕВА.
На снимке: общий вид трактора Т-330. 1980 год.
Декабрь 2024 |