Единить края разрыва меж душой и телом

Категория: ПУБЛИКАЦИИ Опубликовано: 31.01.2025, 15:02 Просмотров: 25

К 125-летию со дня рождения Петра Николаевича Осипова (1900-1987), уроженца деревни Кудемеры Чебоксарского уезда (ныне Козловский муниципальный округ Чувашской Республики), сотрудника газеты «Чухăнсен сасси», артиста Чувашского советского передвижного театра (Казань), министра здравоохранения Чувашской АССР (1948-1950), драматурга, народного писателя Чувашской АССР, заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР.

Петр Николаевич Осипов родился 27 января (по старому стилю 14 января) 1900 года в деревне Кудемеры Чебоксарского уезда. Происходил из семьи зажиточных крестьян. Рано лишившись родителей, которые скончались от туберкулеза в начале 1910 года, он оказался под опекой своего старшего брата Михаила, сельского учителя. После окончания Кудемерской земской школы в том же году брат отправил Петра учиться в Казанскую гимназию № 3, которую тот окончил в 1918 году с серебряной медалью. Все 17 лет, проведенных в Казани, Петр Николаевич прожил в семье одного из рабочих этой гимназии.

С 1913 по 1926 годы, параллельно с гимназией, Петр Николаевич обучался по классу скрипки в Казанском музыкальном техникуме (с 1918 года в Татарском музыкальном училище), который в 1922 году был объединен с Восточной консерваторией города Казани (ныне Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева).

После окончания гимназии в 1918 году поступил на медицинский факультет Казанского университета (с 1930 года приобрел статус самостоятельного учреждения, ныне Казанский государственный медицинский университет), который окончил в 1924 году.

Однако его учебный путь был непрост, так как в 1919 году Петр стал участником Гражданской войны. В это время он работал сотрудником редакции газеты «Чухăнсен сасси» («Голос бедноты»), издаваемой Чувашским политотделом штаба пятой армии Восточного фронта, расположенным в Уфе.

14 августа 1920 года по особому приказу был направлен в распоряжение военкома при медицинском факультете Казанского университета, таким образом вернувшись на обучение. Имел звание «военврач 2-го ранга», что эквивалентно званию майора.

Творческая натура Петра Николаевича проявилась и в театральной деятельности. Он стал одним из первых участников Чувашского передвижного театра, основанного в Казани в 1919 году. В то же время он активно работал в Красноармейском клубе и клубе «Нацмен» (национальных меньшинств), где не только выступал, но и переводил на чувашский язык известные пьесы: трагедию Ф. Шиллера «Коварство и любовь», драму М. Тамайо-и-Баус «Бедный Йорик», комедию А. Толстого «Нечистая сила», а также создавал оригинальные произведения.

За время работы в театре Петр Николаевич участвовал в постановках многих пьес русских и иностранных классиков. Он играл роли Подколесина и Осипа («Женитьба» и «Ревизор» Н. Гоголя), Дерюгина и Еремки («Светит, да не греет» и «Не так живи, как хочется» А. Островского), Митрофанушки («Недоросль» Д. Фонвизина), Журдена («Мещанин во дворянстве» Ж. Мольера), Муромского («Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина), Ухтеркке (комедия чувашского драматурга Ф. Павлова «На суде»). Петр Осипов создал образ Тевлета в первом чувашском кинофильме «Черный столб» (1927), посвященном Первой русской революции 1905-1907 годов.

В 1924 году после университета Петр Николаевич переехал в Чебоксары и начал карьеру врача, быстро зарекомендовав себя одним из лучших специалистов в республике. В 1934 году его назначают директором вновь выстроенной Чебоксарской городской поликлиники, но еще в 1931 году при больнице он организовал централизованную лабораторию по диагностике брюшного и сыпного тифов, а также кабинеты функциональной диагностики и лечебной физкультуры.

В 1947 году Петр Николаевич возглавил больнично-поликлиническое объединение, которое с 1948 года стало выполнять функции республиканской больницы. В 1948-1950 годах он занимал пост министра здравоохранения Чувашской АССР и проводил значительную работу по борьбе с детскими инфекционными заболеваниями, трахомой и укреплению лечебных учреждений врачебными кадрами, он также являлся одним из организаторов ряда научно-медицинских обществ. Начиная с 1950 года в течение 14 лет Петр Николаевич работал главным специалистом Минздрава, продолжая свою активную деятельность даже после выхода на пенсию, когда возглавил кардиологический центр Министерства здравоохранения Чувашской АССР (1964-1974 годы).

Еще в 1943 году ему была присвоена научная степень кандидата медицинских наук за диссертацию на тему «Вопросы патогенеза и легочных нагноений». За годы врачебной деятельности он написал свыше 40 научных трудов, внес неоценимый вклад в дело развития медицинской науки и здравоохранения.

С 1927 по 1930 годы он работал главным режиссером театра, а с 1931 по 1934 годы в вечернее время преподавал класс скрипки в Чувашском музыкально-театральном техникуме (бывшая театральная студия академического театра). Драматургия стала для него призванием. За годы своей деятельности он создал более двадцати пьес, среди которых особенно выделяются такие произведения, как «Айтар» («Айдар»), «Кушар» («Кужар»), «Çĕнĕ хум» («Новая волна»), «Кулленхи симфони» («Симфония будней»), «Ӗмӗтленнӗ ӗмӗт» («Заветная мечта»), «Икĕ каччăн пĕр шухăш» («У двух парней одна дума»). Петр Николаевич стал первым постановщиком драмы «Нарспи» (1921).

Петр Николаевич Осипов ушел из жизни 18 марта 1987 года, оставив после себя глубокий след в медицине и искусстве. Его многогранная личность как врача, театрального деятеля, драматурга и актера будет навсегда жить в памяти чувашского народа.

Т. Савинова,

ведущий архивист отдела использования документов и публикации БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики».

Добавить комментарий

Последние комментарии

Архив материалов

Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Праздники