В Чувашии на текущий момент насчитываются порядка 300 тысяч граждан, имеющих право получения бесплатной юридической помощи. Это в том числе инвалиды, малоимущие граждане, члены семей военнослужащих, проходящих службу в зоне СВО и другие категории незащищенных слоев населения республики.
Ежегодно в Чувашской Республике данная мера поддержки оказывается более 18 тысячам граждан, а благодаря ее популяризации это количество каждый год растет. В год поступают более 40000 обращений. Большая часть этих обращений составляет правовое консультирование в устной форме (более 98 процентов). Как правило, оказывается такая помощь очно, поэтому не все ее могут получить.
И что важно – большая часть времени со стороны граждан уходит на сбор документов для подтверждения права получения бесплатной юридической помощи, а со стороны юристов – на оформление соглашений и сканирование документов, на подготовку ежемесячной отчетности для исполнительных органов.
В 2023 году в Послании Госсовету Глава Чувашской Республики поставил задачу обеспечить граждан бесплатной юридической помощью в формате онлайн. В том же году по заказу Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции при поддержке АНО «Центр цифровой трансформации Чувашской Республики» и АУ «Центр информационных технологий» был разработан ИТ-сервис «Социальный адвокат». Данный проект был реализован в рамках Национальной программы «Цифровая экономика».
С помощью информационной системы исполнительные органы Чувашии и другие участники государственной системы бесплатной юридической помощи смогут предоставлять гражданам устные и письменные онлайн-консультации, составлять для них исковые заявления, запросы, ходатайства, жалобы и иные документы правового характера.
Программное обеспечение системы полностью импортонезависимое и кроссплатформенное. Поддерживается как стационарными, так и мобильными устройствами.
Благодаря внедрению сервиса бесплатная юридическая помощь для жителей Чувашской Республики, проживающих в удаленных районах, уже в 2024 году станет доступнее. Вместе с тем ожидаются следующие эффекты:
– сведение к нулю необходимости сбора документов для подтверждения права получения бесплатной юридической помощи жителями республики;
– повышение до 100 процентов доступности бесплатной юридической помощи;
– увеличение эффективности оказания самой поддержки практически в 2 раза. Если раньше юрист почти половину времени тратил на организацию приема граждан, оформление и подписание документов, формирование отчетной документации, то теперь он тратит время только на оказание непосредственной помощи;
– выстраивание порядка работы за счет внедрения электронной очереди;
– минимизация рисков, связанных с несвоевременным оказанием поддержки за счет перехода на онлайн формат и расширения выбора специалистов, повышение качества услуги предоставления бесплатной юридической помощи за счет выстраивания системы рейтинга.
Ноябрь 2024 |