Чувашский край чтит и ценит своих сынов, оставивших заметный след в своей истории, особенно в период становления автономной области, независимой от царского правительства. Жизненный путь Михаила Сеспеля, пусть и короткий, но всецело описывает становление новой Чувашии, от сложных годов детства, до свободных и полных возможностей дней. Играя значительную роль в политической жизни чувашского народа, он оставил произведения, в которых нашли отражение общественно-политические события первых лет Советской власти, а также любовь и надежда к расцвету чувашской идентичности.
Михаил Кузьмич Кузьмин родился 16 (по старому стилю – 4) ноября 1899 года в деревне Казаккасы-Шугурово Шихазанской волости Цивильского уезда Казанской губернии (ныне деревня Сеспель Канашского муниципального округа Чувашской Республики) в семье крестьянина-бедняка.
Его детские годы были полны тяжести крестьянского быта, лишений и непосильного труда, чтобы заработать хотя бы малый кусок хлеба. Скудное питание, плохие условия быта глубоко впали в душу мальчика, вероятно, именно это стало толчком к его деятельному участию в становлении Чувашии со свободным и равным народом. О детских годах Михаила Сеспеля узнаем из воспоминаний П.С. Слесарева от 7 февраля 1950 года: «… В нашем детстве у обоих было что-то роковое, общее … Нужда и нищета … Позднее он (Михаил Сеспель) в своем дневнике записал: «Прошлая жизнь моя разделяется на 3 периода: первый – до 1911 года, июня месяца, протекавший хотя и в ужасной бедности, но светлое и яркое детство. Второй же … потеря отца – период мрачный… 1918 год началом третьего периода, вступление в коммунистическую партию, когда я почувствовал себя таким вольным, сильным, свободным…» … В 1914 году уже 15-летним мальчиком заканчивает он церковно-приходскую сельскую школу … Миша Сеспель в [второклассную] школу поступает в 1914 году в селе Шихазаны ... большое влияние в деле развития вкуса и любви к русской литературе оказал преподаватель русского языка и литературы П.А. Ломоносов... учащиеся выпускают рукописный журнал «Звездочка», редактором и литературным сотрудником которого становится М. Сеспель. Первый номер журнала открывается стихотворением Сеспеля «Вновь в школе» …»
Осенью 1917 года после окончания Шихазанской второклассной школы, где он в полной мере использует свои писательские умения, составляя небольшие стихотворные заметки, посвященные друзьям и одноклассникам, поступает во вновь открытую учительскую семинарию в город Тетюши Казанской губернии. Период обучения в семинарии совпал с событиями Гражданской войны, которые, вдохновив юношу, формируют в нем активного участника общественно-политической жизни, тесно связанной с Тетюшской уездной партийной организацией. В январе 1918 года Михаил Кузьмин с товарищами организовал Союз трудящейся молодежи, а в декабре 1918 года он вступил в ряды коммунистической молодежи (далее – РКСМ).
В начале 1919 года он был отправлен уездной партийной организацией в Москву на курсы пропагандистов и агитаторов, где стал слушателем выступления В.И. Ленина. Это выступление отразилось на становлении молодого Мишши, он еще более загорелся идеей расцвета и поступательного развития родного чувашского края. По завершении курсов М. Кузьмин был направлен в Тетюшскую уездную судебно-следственную комиссию, немногим позднее избирается заместителем председателя укома РКСМ.
Весной 1920 года Михаил Кузьмич Кузьмин принимал деятельное участие в проведении I Всероссийского съезда чувашских секций и активных работников комсомола, на котором он был избран членом президиума и выдвинут в бюро чувашской секции Казанского губернского комитета комсомола.
Образование Чувашской автономной области осенью 1920 года привело Михаила Кузьмина на должность председателя революционного трибунала области и заведующего отделом юстиции Чувашского облисполкома. В статье А. Эсхеля «Жизнь и творчество зачинателя чувашской советской поэзии Сеспеля Мишши» от 16 ноября 1949 года описаны чувства и намерения совсем еще юного Михаила Кузьмича: «В своем дневнике от 18 ноября 1920 года он записывает: «… Председателем революционного трибунала, деятелем пролетарской юстиции, вступаю в 22 год своей жизни. Карьеризма, бесчестности нет в моей натуре. Надеюсь никогда не замарать звание коммуниста, но пожелаю себе, вступая в 22-ой год, больше смелости в жизни! ...»
Служебную деятельность Михаил Сеспель сочетал с плодотворной литературно-общественной. Он способствовал развитию поэзии, отражающей дух новой эпохи. В газете «Канаш» он опубликовал программную статью, в которой изложил свои взгляды на пути эволюции чувашской советской поэзии. В обращении председателя правления Союза писателей Чувашской АССР Н. Дедушкина и ответственного секретаря правления М. Шумилова Председателю Совета Министров Чувашской АССР М.Зайцеву от 21 февраля 1968 года очень верно подмечены основные направления его творческой деятельности: «Революция вдохнула в нашу жизнь новый, животворный воздух, – писали они. – Всюду и во всем оживление. Стала оживать и чувашская поэзия, призванная освещать жизнь и труд чувашского народа. Надо пролагать новые пути». Тема победы революции и возрождение чувашского народа, его прекрасного социалистического будущего явилась главной в творчестве Сеспеля. В своих стихах он воспевает созидательный труд, формирующий нового человека … С особой силой проявляется в поэзии Сеспеля патриотическое отношение к родному языку. Целый ряд стихотворений поэта посвящен языку … он утвердил в (чувашской литературе) силлаботоническое стихосложение, теоретические основы которого он разработал в статье «Стихосложение и правила ударения» …»
Наиболее известные стихотворения Михаила Сеспеля – «Грядущее», «Сыну чувашского народа», «Родной язык», «Пашня Нового Дня», «Стальная вера», «Жизнь и смерть», «Думы» и другие. Важное место в его литературной деятельности занимает перевод произведений русских классиков, таких, как поэма «Мцыри» М. Лермонтова, повести «Хаджи Мурат» и «Казаки» Л. Толстого.
В мае 1920 года поэт в виду осложнившихся болезней размещается в госпиталь в городе Нижний Новгород, а по окончании лечения отправляется в Крымский санаторий. «За три месяца жизни в Евпатории Сеспель создал ряд новых произведений … из которых самым значительным является «Море». В нем Сеспель очень полно выразил себя как поэт и гражданин. По приглашению украинского поэта Ф.Н. Покрышня … поэт в марте 1922 года перебирается в деревню Волчья Гора … Здесь он … много пишет на родном языке, готовит сам иллюстрации к составляемому им сборнику, надеясь послать его в Чувашию для напечатания. Но Сеспель не успел завершить этой работы …», – пишет М. Сироткин в статье «Зачинатель чувашской советской поэзии», опубликованной в газете «Красная Чувашия» от 16 ноября 1949 года.
Нахождение вдали от малой родины и постоянные известия о голоде в Поволжье вызвали в Михаиле Сеспеле упадок творческих сил, что подорвало его слабое здоровье еще сильнее. 15 июня 1922 года в 23-летнем возрасте Сеспель Мишши, полный желания жить во имя народа, скончался в селе Старогородка близ города Остёр Черниговской области.
Благодаря своему новаторскому для того времени взгляду произведения Михаила Сеспеля заняли достойное место в фонде чувашского литературного наследия, продолжая оказывать влияние на современных авторов. Его государственная и творческая деятельность свидетельствует о глубокой самоотдаче, а идея светлого будущего стала основой его политической позиции, что отчетливо прослеживается в произведениях.
Имя Сеспеля Мишши и по сей день чтят и помнят как в Чувашии, так и в городе Остёр. В память о нем установлен надгробный памятник на месте его перезахоронения в парке города Остёр, в самом центре Чебоксар расположился бюст поэта. Кроме прочего, функционируют музеи, посвященные М. Сеспелю, которые бережно собирают, хранят и популяризируют литературное творчество поэта, используя документы и вещественные материалы, связанные с его жизнью.
Л. Афанасьева,
главный архивист отдела использования документов и публикации БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии.
На снимке: М. Сеспель – чувашский поэт. Рисунок. Автор и дата не указаны.
Ноябрь 2024 |