С образованием в 1929 году при Совете народных комиссаров Чувашской АССР Управления шоссейных, грунтовых дорог и автотранспорта было положено начало плановому ведению дорожного строительства и организации самостоятельного дорожного органа, возглавляющего строительство безрельсовых дорог на трактах всех категорий. Это время совпало с моментом начала решительной борьбы с бездорожьем в республике.
Особое внимание к этому вопросу помимо общей отсталости дорожного хозяйства было обусловлено также наличием резкого расхождения в темпах строительства в сравнении с более интенсивным ростом строительства всего народного хозяйства в целом. Коренной перелом в деле дорожного строительства произошел в 1930 году, когда Правительство Чувашской АССР приступило к полной реализации Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О дорожном строительстве и трудовом участии в нем населения». Чувашская АССР впервые в Советском Союзе организовала и провела в опытно-показательном порядке кампанию по массовому дорожному строительству на основе трудового участия в работах населения и мобилизации внутренних ресурсов, широком вовлечении всех хозяйственных, культурных и общественных организаций республики.
С 1930 года на дорогах Чувашии почти впервые начали производиться строительно-ремонтные работы. Особое внимание было обращено к тракту Чебоксары - Канаш, являющемуся главной магистралью республики, связывающей ее столицу с железнодорожным центром. В связи с этим Чувашским обкомом ВКП(б) было принято решение провести с 10 по 20 сентября 1930 года «Недели дороги». Она проходила «под знаком восполнения пробелов, имеющихся в транспортном хозяйстве, широкой мобилизации всей общественности ЧАССР на борьбу с бездорожьем, популяризации идей дорожного строительства и вовлечения широких слоев трудящихся в автодорорганизации».
Для оперативного руководства проведением «Недели дороги» был организован центральный штаб в составе представителей Чувашавтодора, областного комитета комсомола, ряда хозяйственных и кооперативно-колхозных организаций под председательством члена бюро обкома партии, председателя Совнаркома республики П. Самарина. Аналогичные комиссии были организованы во всех районах и при всех сельских исполкомах. Для руководства и оказания помощи на местах из Чебоксар были направлены уполномоченные – члены обкома партии и правительства республики, другие ответственные работники, не менее одного уполномоченного на каждый район.
Помощь для организации и проведения «Недели дороги» в Чувашии поступала также и из пределов республики. Главдортранспорт и Нижкрайдортранс в помощь Чувашской Республике на время проведения «Недели дороги» прислали 3 инженеров, 5 техников, 1 дорожного мастера и 1 десятника. В итоге вместе с имевшимися в распоряжении Чувашавтодора инженеров стало 5 человек, техников – 8, десятников – 9, дорожных мастеров – 4. Кроме этого, на местах были мобилизованы работники местного коммунального, сельского и лесного хозяйств – примерно около 40 человек, были привлечены и курсанты, окончившие одномесячные курсы низовых дорожных работников в количестве 28 человек. Отдельные районы республики привлекли к работе специалистов смежных профессий: землеустроителей, мелиораторов, лесотехников и других.
Проведение «Недели дороги» явилось толчком для формирования качественной дорожной сети республики с соединением районов Чувашии с ее столицей и железнодорожным центром. Были определены очередность строительства дорог, объем и место работы, а также потребность рабочей силы, инвентаря, транспортных средств, материалов и оборудования.
План дорожного строительства и ход работы широко обсуждался и освещался на страницах республиканских и центральных газет и журналов. Из доклада Чувашдортранса о состоянии дорожного хозяйства Чувашской АССР от 1931 года: «...Для разъяснения целей и задач трудового участия населения в дорожном строительстве как в центре, так и на местах вопрос широко освещался на страницах местных газет. В республиканской печати было помещено 4 Постановления директивных органов и правительства, 48 статей по организации и проведению строительства, 73 заметки и корректуры, одна специальная страница. Использовано для разъяснительных целей радио. На местах были организованы киносеансы, лекции, беседы… Выпущены специальные плакаты, лозунги, брошюры на чувашском языке…».
В республике проводились месячники борьбы с бездорожьем, ударные двухдекадники по вывозке стройматериалов на места строек. В дорожных работах участвовало около 90 процентов всего трудоспособного населения. Трудящиеся всех районов и колхозов участвовали в соревновании за досрочное выполнение плана строительства дорог.
В 30-е годы были построены и сданы в эксплуатацию новые мощеные и грунтовые дороги Чебоксары-Канаш, Чебоксары-Ядрин-Шумерля, Чебоксары-Вурнары, Канаш-Батырево-Шемурша, Канаш-Яльчики и т.д. Было построено и отремонтировано более 22 тысяч погонных метров мостов и труб, осушены ранее непроезжие болота. Из приказа № 142 начальника Главдортранса при СНК РСФСР Толмачева от 26 сентября 1932 года «О достижении в дорожном строительстве Дортранса Чувашской АССР с трудовым участием населения»: «…Обращает на себя внимание сравнительно высокое качество дорожных работ с трудовым участием населения, правильная разбивка трассы – прямые участки достигают нескольких км, большинство закруглений разбиты по радиусу, правильные заложения откосов, насыпей и выемок…».
Так, в сентябре 1930 года посредством «Недели дороги» одной из первых в борьбу с вековым бездорожьем вступила Чувашская АССР. За короткий срок она покрылась сетью благоустроенных дорог. Ликвидация бездорожья, превращение Чувашии в республику образцовых дорог является одной из важных страниц ее истории.
А. МАКСИМОВ,
начальник отдела публикаций Госархива современной истории Чувашской Республики.
На снимках: проведение работ по утюжке металлическим утюгом. 1930 год; работа по ремонту полотна тракторной тягой.
Декабрь 2024 |